Фото kremlin.ru |
На моей памяти нет более уважаемого флотского руководителя такого уровня в среде военных моряков. Ведь именно при главкомах Сергее Георгиевиче Горшкове, а затем Владимире Николаевиче Чернавине наш флот стал океанским и ракетно-ядерным. При Чернавине советский Военно-морской флот достиг наивысшей ступени своего развития – наши атомные подводные субмарины с ядерным оружием наводили ужас на политиков, министров и генералов вероятного противника, надводные корабли можно было встретить в любой точке Мирового океана, а морская авиация была одной из лучших в мире. Страна гордилась своим флотом, а моряки – своим главкомом.
Владимир Николаевич – человек удивительной судьбы, судьбы, которая была так насыщена разными событиями, что их хватило бы на несколько жизней. Детство в городе кораблестроителей Николаеве, отрочество в эвакуации в Ульяновске, там же учеба в механическом техникуме. Наверное, он мог бы стать хорошим инженером, а может, и руководителем завода. Но перед глазами юноши из приморского города были корабли. И он резко изменил свою судьбу. Когда я впервые прочитал биографию будущего главкома, то был удивлен: сколько же он учился военно-морскому делу – Бакинское подготовительное военно-морское училище, затем Высшее военно-морское училище М.В. Фрунзе в Ленинграде, высшие классы офицерского состава подводного плавания, командный факультет Военно-морской академии, Военная академия Генерального штаба. Это колоссальный опыт науки управлять и побеждать. И вся служба будущего главкома – это победы, личные, в составе экипажей, в составе соединений и объединений, которыми он руководил. Это и служба на «дизелях» от командира группы до командира подводной лодки, с выполнением сложных задач в Атлантике. Это и командование современнейшим атомоходом, который впервые в истории нашего флота совершил автономный поход в Арктику, преодолев за 51 день 10 тыс. миль, в том числе и под паковыми льдами, как со всплытиями в полынье, так и проламывая лед. Это и командование первым трансокеанским переходом с Северного флота на Камчатку группы атомных подводных лодок через Атлантику, пролив Дрейка и Тихий океан. Это и походы к Северному полюсу.
Впервые я, молодой лейтенант, увидел адмирала Чернавина в статусе командующего Северным флотом в Полярнинском доме офицеров на сборах комсомольского актива эскадры. Высокий, статный, красивый адмирал. Культурная, грамотная речь, четкая постановка задач. У этого человека было чему поучиться, что взять для себя в пример. Про таких говорят – «глыба». Жаль, но потом многие были мельче.
В 1985 году в возрасте 57 лет Владимир Николаевич возглавил Военно-морской флот СССР. Самый мощный, самый сильный и однозначно самый плавающий.
А дальше известная история – Горбачев, перестройка, Ельцин, развал великой державы. Новые люди в руководстве Минобороны...
Бесценный опыт флотского руководителя пытались сохранить – это непродолжительное командование ВМФ Объединенных вооруженных сил СНГ, руководство Российским историко-культурным центром при правительстве, работа в группе генеральных инспекторов и, наконец, президентство в Союзе моряков-подводников.
Несколько лет подряд мы с женой приветствовали чету Чернавиных на торжественных собраниях в Кремле в Дни защитника Отечества. Несколько мужских слов-комплиментов, крепкое рукопожатие и после этого чувство гордости и радости, что я прикоснулся к могуществу морской державы.
Вечная память о великом флотоводце и искренняя скорбь о невосполнимой потере.
Председатель Центрального комитета Общероссийского профессионального союза военнослужащих, капитан 1 ранга в отставке Шведков О.К.