Уличные фестивали создают атмосферу постоянного праздника в мегаполисе. Фото Агентство «Москва»
В минувшие выходные сотни тысяч москвичей и гостей столицы стали свидетелями сразу двух масштабных событий – в мегаполисе состоялся Московский марафон и стартовал шестой международный фестиваль «Круг света». Столичные власти уже заявляли, что будут стараться привлечь в город максимум туристов на подобные крупные городские фестивали и праздники. Например, летние фестивали цикла «Московские сезоны» посетили миллионы горожан и туристов, а осенью, когда большинство москвичей вернулись в столицу, программа городских событий будет еще более насыщенной.
Московские власти еще в прошлом году заявляли, что планируют сделать ставку на событийный туризм, который должен стать одной из точек роста для экономики мегаполиса. В нынешнем году Москва предложила горожанам и гостям целый цикл осенних, летних, весенних, зимних фестивалей под единым брендом «Московские сезоны». В сезон «Московское лето» вошли сразу несколько фестивалей, события которых были сосредоточены более чем на 30 городских площадках. Так, фестиваль «Наш продукт», который длился с 9 по 19 июня, представлял в столице продовольствие отечественных производителей, посетили 3,8 млн человек. Фестиваль «Московское мороженое» продолжался в городе с 24 июня по 10 июля, и на нем побывало более 5 млн человек. Производители смогли продать не менее 95 т мороженого более чем 150 видов. А фестиваль «Московское варенье», который состоялся с 15 июля по 7 августа, посетило свыше 8 млн человек. Там было продано 80 т варенья, 20 т меда и 100 т других сладостей.
«Уличные праздники – мощнейший импульс для развития малого бизнеса, – отмечал руководитель Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. – Ярмарочная торговля стимулирует развитие стартапов, для многих из них это вообще единственный способ заявить о себе, получить первых клиентов. Для ресторанного бизнеса и стрит-ретейла это тоже важнейший стимул. В Центральном административном округе работает больше 2,5 тыс. ресторанов. Их суммарная выручка – около 0,5 млрд руб. в день. В дни проведения городских праздников и фестивалей эта цифра удваивается – растет и количество посетителей, и средний чек».
«Подобные праздники – это драйверы, локомотивы развития событийного туризма», – согласен с коллегой глава Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы Владимир Черников. По данным департамента, одна туристическая поездка в Москву обходится жителю России в 16 тыс. руб., а поездка с целью делового туризма – в 18 тыс. руб. В среднем российский турист тратит в день в Москве около 4,5 тыс. руб. – эти деньги позволяют развивать сферу услуг столицы.
«Московские сезоны» – не единственный формат, в котором в мегаполисе организовывались фестивали. Они были и творческими, и профессиональными. Например, компании – производители и продавцы морепродукции второй раз проводили фестиваль «Рыбная неделя». «Участвовало в этом мероприятии около 1,5 тыс. магазинов, ресторанов города Москвы, – отмечал мэр Сергей Собянин. – Всего это мероприятие посетило около 6 млн москвичей и гостей столицы. Так что это еще и развитие туризма, отдыха для Москвы, что чрезвычайно важно. Мы заканчиваем не просто праздником это мероприятие, а расширением торговой сферы, подписанием новых контрактов между рыбодобывающими, перерабатывающими предприятиями и московской торговлей».
Осенью «Московские сезоны» продолжились осенней программой. На стыке лета и осени – с 24 августа по 4 сентября – проходил фестиваль «Снова в школу», на котором побывало примерно 2,5 млн человек. Здесь продали свыше 3000 комплектов школьной формы, 2 500 тыс. учебников, более 1000 рюкзаков. А «Московское кино» с 9 по 18 сентября посетило около 5 млн человек, которые поучаствовали более чем в 2000 мастер-классах, уличных шоу, концертах. На площадках фестиваля продали тематических сувениров и товаров на сумму более 100 млн руб. Ожидаемо самыми посещаемыми стали дни фестиваля, совпавшие с празднованием Дня города – 10 и 11 сентября, – когда его посетителями были 2,4 млн человек.