Регулярно бывая в вузе, например, Сеченовском университете, школьники могут лучше понять, хотят ли они в нем учиться. Фото с сайта www.sechenov.ru
Столичные власти и представители вузов довольны сотрудничеством, которое удалось наладить для предпрофессионального образования школьников. Заместитель мэра Москвы Леонид Печатников заявил, что в целом столичную систему образования за последние несколько лет удалось вывести на качественно новый уровень, и анонсировал, что завтра будут оглашены результаты крупного международного исследования, которые подтвердят его слова.
В прошлогоднем исследовании PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) Москва оказалась в числе лидеров школьного образования в мире, в частности, доминировала в области читательской грамотности и математики. По словам Леонида Печатникова, завтра будут оглашены результаты еще более широкого международного исследования, которое касается системы образования развитых стран. «По предварительным данным, московское начальное образование (в рейтинге. – «НГ») признается лучшим в мире – с 1-го по 4-й класс, среднее, тоже по предварительным данным, занимает шестое место в мире. Впервые мы участвовали в таком исследовании, результаты не могут нас не радовать», – сказал заммэра, который отметил, что это стало результатом серьезных изменений, которые проводятся уже несколько лет командой мэра Сергея Собянина. Один из наиболее интересных воплощенных в последние годы проектов – система предпрофессионального образования, которая позволяет наладить сотрудничество между вузами и школами.
«Для нас было важно придумать новые формы, чтобы дети получали профессии и были лучше подготовлены к поступлению в вуз, – отмечает Печатников. – Мы впервые предложили вузам такую форму обучения как предуниверсарий – в последних классах школы уроки ведут преподаватели вузов, готовят для себя абитуриентов. Мы оплачиваем эту работу вузам, которые организуют образовательный процесс. Это выгодно и нам, и вузам – для них это дополнительный заработок и они могут выбрать себе достойных абитуриентов».
«Связи вузов и московского образования всегда были тесными, но после того как пришел работать мэром Сергей Собянин, решено было, что обычная агитация в школах за поступление в тот или иной вуз – это не совсем то, что нужно, – отмечает ректор МГТУ им. Э.Н. Баумана Анатолий Александров. – Он предложил вузам и школам вместе давать такие знания и умения, которые, с одной стороны, позволят школьникам легче и правильнее подобрать свою жизненную траекторию, а с другой, превратить потом школьников в своих абитуриентов и студентов. Сейчас налажено очень тесное взаимодействие между университетами и учительством».
«Проекты предпрофессионального образования родились в тренде перехода от ученика знающего к ученику умеющему, – говорит заместитель главы Департамента образования Москвы Игорь Павлов. – Основной смысл интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования заключается в том, чтобы мы получили на выходе со школьной скамьи человека, конкурентоспособного в современном мире». Сейчас в столице действует целый ряд образовательных проектов, которые вписываются в этот тренд: «Академический час в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Московский предуниверсарий», «Инженерный класс в московской школе», «Университетские субботы». Все больше учащихся подключаются к разным проектам. «За последние четыре года только в «Университетских субботах» приняли участие более 340 тыс. наших учащихся, – отмечает Павлов. – Только в 2016/17 учебном году в «Субботах мужества» приняли участие 15 тыс. человек, а в «Профессиональной среде» – 47 тыс. человек».