Московские власти реагируют на растущие потребности горожан в качественном образовании. Графики составлены по данным правительства Москвы
Московские ученики четвертых классов в международном исследовании PIRLS заслужили наивысший балл. Столица РФ обогнала по результатам своих младших школьников такие мегаполисы, как Мадрид, Сингапур, Дубай и Гонконг. Представители учительского сообщества считают это достижение результатом серьезных изменений, которые произошли в системе образования Москвы за несколько лет. Модернизация, начатая мэром Сергеем Собяниным, позволила существенно увеличить количество московских победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а самих школ, подготовивших таких учеников, стало больше в несколько раз.
Москва впервые участвовала в исследовании PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) в 2016 году, целью которого было изучение качества чтения и понимания текста, проводимом Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Эксперты организации проанализировали результаты более 4,3 тыс. четвероклассников из 150 столичных школ и сравнили с достижениями их сверстников из других городов мира. «Результаты Москвы фантастические – в среднем 612 баллов, – заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. – Москва обогнала Сингапур, Москва обогнала такие столицы мира, как Мадрид, Квебек, Дубай, Гонконг. При этом в Москве высший балл (625 баллов) набрали 43% школьников, в среднем в мире – это 10%».
Результаты четвероклассников в рейтинге PIRLS – лишь один из показателей, которые позволяют оценить масштабные изменения, произошедшие в столице в последние годы. Модернизация московской школы, проведенная мэром Сергеем Собяниным, в прошлом году уже была отмечена рейтингом PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Согласно его материалам, система образования российского мегаполиса входит в топ-6 лучших систем мира. В частности, московские школьники заняли шестое место в рейтинге по уровню читательской и математической грамотности.
Вывод об общем повышении качества образования в Москве позволяют сделать результаты московских школьников на разного рода крупных состязаниях, где столица в последнее время доминирует. Например, москвичи завоевали 9 из 18 золотых медалей, завоеванных Россией на международных предметных олимпиадах в 2016 году, а на II олимпиаде школьников крупных городов и столиц мира Москва разделила первое место с такими мегаполисами, как Шанхай и Гонконг. Также в нынешнем году Москва заняла первое место в общекомандном зачете в финале V национального чемпионата «Молодые профессионалы», существенно опередив Татарстан и Краснодарский край. При этом число московских победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников резко увеличилось – с 278 в 2010 году до 817 в 2017 году. Особенно важно, что знания высокого уровня обеспечивают не несколько элитных гимназий, а многие городские учреждения образования. Например, количество московских школ, которые подготовили победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, за семь лет увеличилось с 74 до 222, а с 2013 по 2017 год число столичных школ, фигурирующих в топ-500 России, возросло с 83 до 156.
Символом модернизации столичной системы образования эксперты называют проект «Московская электронная школа» (МЭШ), который позволяет педагогам использовать лучший опыт своих коллег и все возможности современного оборудования для обучения детей. Учителя могут применять около 13 тыс. апробированных сценариев уроков, размещенных на ресурсе МЭШ, а во время занятий, для того чтобы максимально доходчиво донести изучаемый материал, пользуются самым высокотехнологичным оборудованием – интерактивными панелями, планшетами, ноутбуками, высокоскоростным Wi-Fi. Авторам наиболее востребованных коллегами сценариев гарантированы гранты московского правительства – от 5 до 150 тыс. «50 тысяч московских учителей – это золотой фонд столицы, профессионалы, которые ежедневно заботятся о детях – самом ценном, что есть у каждого из нас, – отмечал Сергей Собянин. – Столичный учитель всегда будет пользоваться нашим безграничным уважением. А московские школы будут выпускать молодых людей, способных поступить в лучшие вузы, хорошо адаптироваться к современной жизни, любящих свой город и свою страну».