В XXI веке все процессы стали значительно динамичнее, чем в XX веке. Коснулось это и интеллектуальной сферы. Научные и литературные произведения создаются на компьютерах, пересылаются по электронной почте и часто заверяются электронной подписью. Казалось бы – быстро, выгодно, удобно. На самом деле только быстро и удобно. Но очень часто совсем не выгодно. Попробуем разобраться. Что говорит закон?
Сегодня на защите авторских прав в России стоит Гражданский кодекс (ГК РФ). В относительно новой его четвертой части прописаны авторские права и в том числе право на неприкосновенность произведения (ГК, ст. 1255, п. 2). Но, как и многое у нас в стране, только прописаны. К произведению могут прикасаться практически все, кто имеет к нему доступ. И не только прикасаться, но и использовать его без разрешения автора. В том числе продавать. И наоборот, ваше имя могут поставить в произведение, о котором вы даже не догадываетесь. Чтобы не быть голословным, разберу примеры из собственного опыта.
В далеком уже 2001 году я написал одно известное стихотворение. Поэт я не великий, но это стихотворение быстро разошлось по Интернету с моего служебного сайта, где было мной выложено. В основном без указания автора. А иногда и с подписью неизвестно кого. Только в 2010 году я надлежащим образом оформил авторские права. Но до сих пор в Интернете очень часто можно увидеть это стихотворение без ссылки на автора. Судиться? С кем?
Итак, если вы что-то авторское выложите в сети Интернет, то это уже будет не совсем ваше или, точнее сказать, совсем не ваше. Конечно, есть методы защиты текстов от копирования. Но нет еще средств защиты от переписывания. И если произведение доступно для публичного чтения, то его можно переписать или заново набрать, а потом выдать за свое. И при случае даже тиражировать. И при случае даже продавать. Все сказанное относится не только к текстам, но и к музыке, фотографии, кино и другим видам интеллектуальной деятельности.
Вот, например, сфера научных исследований. Как известно, в науке есть три основные составляющие: научная идея, исследование или эксперимент, полученные результаты. Наиболее длительным и трудоемким является сам процесс исследования, содержащий много всяких промежуточных результатов, которые обычно не описываются.
Другое дело – результаты окончательные. Их не только можно описать, но и нужно. Ведь официальная наука требует много разнообразных отчетов. В том числе в виде научных статей и докладов.
Ничего плохого в публичности научных исследований я не вижу. Кроме одного – нарушения авторских прав. Есть такой замечательный ресурс – Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), созданный на базе ресурса elibrary.ru. Если начать искать себя и свои произведения на этом ресурсе, то можно найти себя и как Игоря Семеновича, и как Ивана Степановича, а иногда и вовсе как Романа Аркадьевича.
Можно обнаружить произведения, названия которых практически полностью отличаются от оригинального названия. РИНЦ тут, вообще говоря, ни при чем: в индекс стекаются данные от нарушителей авторского права. Но как-то обидно, что публикующие и цитирующие люди и журналы даже имени твоего уточнить не могут.
Еще более обидно, когда твой текст размещают целиком или полностью вообще без ссылки на истинного автора. Такое довольно часто встречается в диссертационных работах. Несмотря на активность общественной организации «Диссернет», несмотря на жесткость Положения о присуждении ученых степеней в отношении плагиата, желающих что-то вставить без ссылки остается еще очень много. В конце 2018 года в моем диссертационном совете мы слушали дело о рекомендации лишения степени кандидата наук именно из-за плагиата. И это дело не уникальное.
Вишенкой на внеавторском торте является ситуация, когда более известный автор приписывается к коллективу авторов менее известных. Скажем, студент или аспирант хочет опубликовать статью в рецензируемом журнале по списку Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Очевидно, что рецензент будет более лояльным, если первым автором выступит доктор наук. Эти рассуждения справедливы и для международных научных конференций. При такой ситуации сомнительная по качеству научная статья имеет больше шансов быть опубликованной. А то, что без доктора доктора «женили», так это издержки научной продукции.
Заниматься защитой своих авторских прав – дело долгое и не очень благодарное. Я попробовал в начале века. Тогда крупный популярный журнал переписал целый параграф из моей книги практически без изменений. Суд, который я все-таки выиграл, тянулся полтора года. Присудили мне компенсацию в размере 3000 руб. (по тем временам 100 долл.) с автора статьи. А издателя журнала ввели в заблуждение, как выяснилось...
комментарии(0)