0
11767
Газета Интернет-версия

24.01.2023 19:20:00

Политехнический музей в ретроспективе и перспективе

Никак нельзя потерять богатые фонды, архив и уникальную библиотеку

Владимир Витвицкий

Об авторе: Владимир Марьянович Витвицкий – заслуженный работник культуры РФ.

Тэги: политехнический музей, общество, история, образование, техника, технологии


политехнический музей, общество, история, образование, техника, технологии Главный подъезд № 1 Политехнического накануне закрытия музея на реконструкцию.

В декабре 2022 года знаменитому Политехническому музею, одному из старейших технических музеев в мире, исполнилось 150 лет. Этот юбилей музей встретил c закрытым для доступа посетителей зданием, достаточно смутными перспективами завершения его реконструкции. Отсутствует ясность относительно места и сроков строительства современного фондохранилища и вообще понимания, что же будет в результате завершения работ по его реконструкции.

Профиль нового музея

В среде российской научно-технической интеллигенции идея о необходимости создания Политехнического музея сформировалась в 60-е годы XIX века, в весьма значимое для России время. Страна переживала эпоху реформ Александра II. Формировался фундамент отечественного капитализма, требовались новые технические знания, технологии и идеи.

Инициатива создания Политехнического музея исходила от российских ученых-просветителей – членов Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ). И что очень важно, предложение об организации научного, образовательного и просветительного центра, распространяющего знания, опыт, позволяющего публично обсуждать новые идеи и формировать общественное мнение, была поддержана научной интеллигенцией, правительством России, Московской общей думой, членами императорской семьи, представителями деловых кругов страны.

В рамках празднования 200-летия Петра I было решено открыть в Москве Всероссийскую Политехническую выставку, павильоны которой располагались у стен Кремля. Выставка начала работу 30 мая 1872 года, и за несколько месяцев ее посетило более 700 тыс. Такой интерес был у населения к научным и техническим достижением страны.

А уже 23 сентября 1872 года Высочайшим повелением императора Александра II был учрежден Комитет для устройства в Москве Музея прикладных знаний и управления им. Его почетным председателем стал великий князь Константин Николаевич. Профиль нового музея был определен как техническо-промышленный. Цели – содействовать «распространению сведений между недостаточно образованными классами» и «вообще развитию технических знаний».

После закрытия Политехнической выставки большую часть ее экспонатов перевезли в помещение на Пречистенке, и 12 декабря 1872 года (по новому стилю) Политехнический музей впервые открыл свои двери для посетителей. В 1874 году на Новой площади началось строительство здания для музея, которое в три этапа завершилось в 1907-м.

Музей пользовался огромной популярностью среди населения. Вместе с техническими достижениями изменялись и философия, и мировоззрение общества. Все это влияло на социальные процессы: люди, не знавшие грамоты, не умевшие писать, узнавали здесь о поистине революционных изобретениях. В конце XIX – первом десятилетии XX века Политехнический музей фактически становится главным научным, культурным и образовательным центром России.

Успех научной и просветительской деятельности музея в значительной степени был обеспечен участием в его работе таких корифеев науки, как П.Н. Лебедев, К.А. Тимирязев, Н.Е. Жуковский, А.Г. Столетов. Золотыми страницами в историю музея вошли лекции Н.А. Умова и П.П. Лазарева по физике, Ф.А. Бредихина – по астрономии, С.А. Чаплыгина – по прикладной математике и механике, И.А. Каблукова – по химии, Д.Н. Прянишникова – по сельскому хозяйству.

В музее организовывались курсы для учителей, которых знакомили с новыми методами преподавания. Для ремесленников устраивались курсы по изучению новых инструментов и технологий. Слушателей привозили из самых удаленных уголков империи.

Реконструкция или реформация

В революционные годы Политехнический музей включился в политическую жизнь страны. В 1930-е годы деятельность музея претерпела существенные изменения, была развернута масштабная экспозиционная и научно-просветительская работа, посвященная индустриализации страны и реконструкции сельского хозяйства. В 1934 году он фактически превратился в выставку «Наши достижения».

В 1947 году Политехнический музей был передан в ведение Всесоюзного общества «Знание» и на его базе была развернута широкая просветительская деятельность, отражающая задачи научно-технического развития страны, в том числе освоение космоса.

1-10-2480.jpg
Фонды архива и Политехнической библиотеки,
которыми обладает музей, уникальны. 
Фото Андрея Ваганова
Особенностью Политехнического музея всегда было то, что в нем размещались не только экспозиции, но проводилась и большая научно-просветительская и профориентационная работа. Кроме того, он стал еще и научным центром, в котором проводятся научные политехнические чтения, посвященные юбилеям ученых, значительным датам в области науки и техники, конференции и семинары по истории науки и техники.

Большая аудитория Политехнического музея на 1000 мест, открытая для посещения в 1907 году, давно и прочно заслужила оценку одной из лучших аудиторий Москвы и завоевала особые позиции в научной, общественной и культурной жизни нашей столицы. В ее стенах читали лекции и демонстрировали опыты известные ученые, обсуждались различные научные проблемы, проблемы общественной жизни. В 1920-е и 1960-е годы Большая аудитория стала настоящей политической трибуной Москвы. Здесь проходили литературные вечера, диспуты, дискуссии. Среди активных участников: А. Блок, В. Брюсов, В. Маяковский, С. Есенин, В. Катаев, И. Сельвинский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский…

Вся история Политехнического музея, неразрывно связанная с историей страны, указывает на необходимость сохранения его важной просветительской роли в области науки и техники с учетом современных реалий. Для этого должна быть создана современная экспозиция, сохранено уникальное фондовое собрание и обеспечено дальнейшее пополнение коллекций музея.

150-летие Политехнического музея дает повод задуматься, какие перспективы и направления развития могут его ожидать. К сожалению, за прошедшие с закрытия на реконструкцию здания музея уже почти 10 лет вопросы его реконструкции и преобразования не решены.

Еще до начала работ по реконструкции здания Министерством культуры РФ был издан Приказ от 28.04.11 № 417 «Об утверждении и реализации концепции музея науки на базе Политехнического музея». То есть речь фактически шла о создании под вывеской реконструкции совершенно другого музея вместо Политехнического.

Не отрицая в принципе целесообразность создания музеев науки в нашей стране, все же непонятно, зачем для этого надо уничтожать Политехнический музей с его историей и культурно-просветительской нишей. При этом в профессиональном сообществе этот проект даже не обсуждался.

В результате мы имеем красивейшее здание в центре Москвы, построенное нашими предками специально для музея, завершение реконструкции которого в очередной раз перенесено на 2025 год. Скорее всего это не предел. Отсутствует ясность – что же будет внутри, отсутствуют, даже в проекте, предложения и сроки строительства современного фондохранилища, из-за чего в большой степени и затевалась реконструкция. Даже если здание будет введено в эксплуатацию в ближайшие годы – где будут размещаться и изучаться фонды, как их пополнять?

Это серьезнейшая проблема, отсутствие решения которой может повлечь потерю уникальных объектов исторического наследия в области науки и техники.

Ядро просветительского центра

Как мог бы дальше развиваться Политехнический музей.

Современный этап развития России показал необходимость осуществления структурных изменений в экономике страны, требующих проведения технического перевооружения научной и производственной базы, подготовки молодежи к освоению высокоинтеллектуальных технологий. Научно-технический прогресс невозможен без поиска и внедрения новых научных идей и теорий, привлечения молодежи к получению естественно-научного и технического образования, научно-исследовательской и инженерно-технической работе.

Особое внимание в этой работе необходимо уделить техническим дисциплинам, без которых мы не получим ни высококвалифицированного рабочего, ни высокопрофессионального инженера, жизненно необходимых для решения поставленных задач модернизации страны и обеспечения ее экономической безопасности. А это, в свою очередь, невозможно без знания истории становления и развития различных технических направлений. Это подтверждается и опытом многих технически развитых стран.

Для решения этой задачи, расширения технического кругозора специалистов, повышения уровня их профессиональных знаний в настоящее время возникла реальная необходимость начала работы по созданию сети Научно-технических просветительских центров. Ведь решение задачи технического образования подрастающего поколения, повышения профессионального уровня работающих специалистов, необходимое для обеспечения научно-технического прогресса страны, можно рассматривать как одну из приоритетных целей на ближайшие десятилетия.

В качестве первого шага Научно-технический просветительский центр целесообразно создать в Москве. В перспективе он должен стать головной организацией, на базе которой в дальнейшем организуется сеть таких центров во всех субъектах РФ, а также в крупных научных и промышленных центрах страны.

Ядром такого центра и мог бы стать обновленный Политехнический музей с его богатым фондовым собранием, архивом и уникальной Политехнической библиотекой. При этом сам музей должен сохранить статус головного научно-технического музея нашей страны.

Структурно научно-технический просветительский центр мог бы состоять из следующих подразделений: интерактивный технический музей с интерактивным технопарком (на открытой территории); театр занимательной науки (физическое и техническое шоу); научный лекторий; лабораторный комплекс (учебные практикумы); планетарий; передвижной лекционно-демонстрационный комплекс; компьютерный центр; центр мониторинга и экспертизы научных идей и теорий; молодежный научно-исследовательский комплекс; комплекс технического конструирования и дизайна; тематические производственные мастерские; справочно-информационный комплекс.

Такой центр мог бы получить статус федерального, а его научно-просветительская и профориентационная деятельность обеспечивалась бы силами общества «Знание», Российской академии наук, высших учебных заведений и заинтересованными предприятиями и корпорациями.

У нас богатые научные и инженерные достижения и традиции, нам есть чем гордиться, и звание ученого и инженера вновь должно стать предметом гордости. Другого пути стать по-настоящему великой страной, а не сырьевым придатком, нет.


Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
1201
Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1716
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
613
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
838

Другие новости