Графика freepik.com
Каким должно быть образование в будущем? Какое место в современном образовании должна занимать экология? С одной стороны, у российских школьников высока нагрузка и часто недостаточно часов на изучение предметов, считающихся основными, а с другой – одними из важных компетенций человека в экономике будущего, безусловно, станут экологическая грамотность и ответственное отношение к природе. Об этом и размышляет профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Низами Мустафаевич Мамедов.
Тема экологии в аспекте устойчивого развития – первоочередная в глобальной повестке уже не одно десятилетие. Так, Программой устойчивого развития, принятой Ассамблеей ООН в 2015 году, обозначены 17 целей, из которых восемь целей посвящены экологии. В этот перечень вошли: хорошее здоровье и благосостояние, чистая вода и санитария, доступная и чистая энергия, устойчивые города и населенные пункты, ответственное потребление и производство, борьба с изменением климата, сохранение морских экосистем, сохранение экосистем суши.
В России дискуссия об экологичном образовании в академических кругах и профессиональном сообществе ведется давно. При этом принятая всем обществом концепция до сих пор не сформирована; еще предстоит определить номенклатуру и объем знаний, умений, навыков, которые помогут выпускникам школ и вузов лучше ориентироваться в сфере экологических и других глобальных проблем.
По моему мнению, необходимо рассматривать данную задачу в общем контексте решения задач физического и психического здоровья детей и молодежи, а также их духовно-нравственного развития. При этом нужно учитывать, что значительный объем информации приходит к ним помимо школьной и вузовской программы: из социальных сетей, компьютерных игр, YouTube. Так, по мнению аналитиков отчета, опубликованного в марте 2022 года Boston Consulting Group (BCG), «по итогам 2021 года Россия оказалась в пятерке стран по потреблению игрового контента наряду с Китаем, США, Южной Кореей и Японией».
В связи с этим необходимо ставить вопрос не только о сохранении глобальной ноосферы, но и об экологии человека как отдельной, суверенной личности. В данном контексте мы говорим о путях сохранения здоровья личности в условиях агрессивной социальной и информационной среды. В этом состоит первостепенная задача современного государства и общества.
В РФ эти приоритеты вошли в перечень Национальных целей развития на период до 2030 года, утвержденных указом президента РФ от 21.07.20 № 474 «О Национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Следует отметить, что в перечень основных целей помимо цифровой трансформации, обеспечения достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства вошли здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, а также комфортная и безопасная среда для жизни.
Как достичь этих целей, особенно в условиях жесткого социально-экономического кризиса, вызванного внешними обстоятельствами? В этом и состоит основная проблема. Тут необходима широкая дискуссия в экспертных кругах и в обществе в целом. Помимо экономики мы видим, как тесно взаимосвязаны вопросы образования и экологии, здравоохранения и экологии, культуры и экологии. Сложность нынешней ситуации не должна менять приоритеты устойчивого развития – наоборот, она усиливает их актуальность для государства и общества.