В России, как правило, вопрос энергоэффективности на бытовом уровне пока не решается. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
В Москве прошел совместный семинар немецкого энергетического агентства (DENA) и Московской школы управления «Сколково», посвященный теме энергоэффективности на муниципальном уровне. Не секрет, что именно энергоэффективность является одним из главных инструментов борьбы с климатическими изменениями. Но, видя, как в московских подъездах днем и ночью горит свет, а в жилых домах зимой топят так, что приходиться открывать окна, начинаешь понимать, что проблема энергоэффективности должна начинаться уже на уровне каждой квартиры.
Семинару предшествовал совместный российско-германский доклад, отрывки которого мы приводим в данной статье с продолжением публикации в следующих номерах.
Как известно, затраты на энергию всех видов – электрическую, тепловую, энергию жидкого или твердого топлива – всегда были и остаются важной частью расходного баланса любого предприятия, домохозяйства, отрасли или страны. Энергия часто расходуется неэффективно, главным образом потому, что менеджеры (управленцы) зачастую не имеют представления о том, где сосредоточены потери энергии (и, следовательно, связанные с этим финансовые затраты), и/или не знают, какая последовательность действий позволит эти потери уменьшать. Энергоменеджмент – системный ответ на этот вызов.
Что такое энергоменеджмент. У этого термина много определений. Одно из самых кратких объясняет его как искусство и науку оптимального использования энергии для минимизации затрат и максимизации выгод; одно из самых полных – как проактивную, организованную и систематическую координацию закупок, преобразования, распределения и использования энергии для удовлетворения требований с учетом экологических и экономических целей. Не только сокращение энергозатрат в сфере экологии и климата. Энергоменеджмент приводит к сокращению затрат энергии и соответственно связанных с этим финансовых расходов. Но этим эффект не ограничивается – ведь преобразование или использование энергии очень часто связано с выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду. Энергоменеджмент позволяет улучшать экологическую ситуацию, а также защищать глобальный климат. Например, сокращение потерь энергии в системе теплоснабжения города снижает потребность в выработке тепловой энергии в городских котельных. Уменьшение нагрузки котельных влечет за собой сокращение количества сжигаемого в них топлива и, следовательно, вредных выбросов в атмосферу, которые могут причинять вред здоровью горожан: оксидов азота, оксидов серы, золы. Дополнительный эффект связан с сокращением выбросов парниковых газов (прежде всего углекислого газа). Парниковые газы сами по себе не вредят здоровью, но накапливаются в атмосфере и тем самым провоцируют глобальное изменение климата на Земле – одну из важнейших стратегических угроз для всего человечества, признанных на уровне ООН.
Примеры из обыденности
Возвратимся к примеру с котельной: чем меньше топлива в ней сжигается, тем меньше углекислого газа выбрасывается в атмосферу и соответственно меньше вклад этой котельной в изменение климата на Земле. Проблема оптимального использования энергии возникла сразу, как только человек начал применять энергию, – и по мере развития наук об энергетике и управлении, появления новых технологий энергоменеджмент постоянно развивался и совершенствовался. К концу XX века он стал системной практикой во многих странах мира. В 2007 году ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) инициировала разработку международных стандартов по энергоменеджменту, которые бы учли лучшие практики и наработки стран – лидеров в сфере энергоэффективности, уже существовавшие к тому времени. Международная организация по стандартизации (ISO) создала для этой цели отдельный Технический комитет ИСО/ТК 242 «Энергоменеджмент», в работе которого в течение трех лет принимали участие представители 35 стран. Итоговый международный стандарт ISO 50001 «Энергоменеджмент» был опубликован в 2011 году. В 2012-м вышла его русская версия – ГОСТ Р ИСО 50001–2012. «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению».
Сегодня существует целый набор международных стандартов энергоменеджмента в рамках ISO4. Существуют и профессиональные стандарты подготовки специалистов в области энергоменеджмента. Одну из самых авторитетных систем таких стандартов разработала международная некоммерческая организация Ассоциация инженеров-энергетиков (Association of Energy Engineers, AEE), основанная в 1977 году в США и насчитывающая 18 тыс. профессионалов и 100 стран мира. Среди стандартов этой системы – «Сертифицированный энергоменеджер» (Certified Energy Manager, СEM®5 ) и «Сертифицированный специалист по измерению и верификации энергоэффективности» (Certified Measurement and Verification Professional, CMVP®6 ). Применение национальных или международных стандартов энергоменеджмента не является обязательным и – тем более – самоцелью, но помогает построить систему энергоменеджмента с учетом лучшего опыта нескольких поколений управленцев и инженеров по всему миру. Кроме того, построенную таким образом систему можно проверить на соответствие стандарту с помощью независимой сертификации. Сертификат на соответствие системы энергоменеджмента международному стандарту, выданный аудитором с хорошей репутацией, – гарантия того, что система действительно работает и приносит результат: энергопотребление снижается, экологическая обстановка улучшается, а затраты уменьшаются.
Регулирование на местах
Энергоменеджмент по определению может применяться везде, где производится, потребляется, передается, покупается или преобразуется энергия, – от уровня домохозяйства или личного автомобиля до уровня города, предприятия или государства.
Мы подробнее рассмотрим корпоративный сектор, объединяющий частные и государственные компании, и публичный (государственный) сектор, в который входят государственные, региональные и муниципальные учреждения. По результатам исследования ISO 2019 года, по всему миру насчитывается несколько десятков тысяч действующих сертификатов о соответствии системы энергоменеджмента требованиям стандарта ISO 50001 в отношении компаний и организаций, которые управляют объектами/площадками общим количеством 42 215.
Наибольшее распространение системы энергоменеджмента получили в Германии – по данным этого исследования, на нее приходится примерно треть от всех сертифицированных систем в мире. По данным Минэкономразвития РФ, в 2018 году в России система энергоменеджмента по ISO 50001 внедрена и успешно функционировала в нескольких компаниях топливно-энергетического комплекса: «Росатом», «Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, «Интер РАО», «Россети» и др. Российские промышленные компании, в особенности в энергоемких отраслях, в силу мотивации к сохранению и повышению конкурентоспособности на рынках являются наиболее активными в стране сторонниками внедрения энергетического менеджмента. В 2010 году был основан Clean Energy Ministerial – Межминистерский форум по чистой энергетике, участниками которого являются 28 стран мира, включая Россию и Германию. Clean Energy Ministerial вручает ежегодную международную премию в области энергоменеджмента – Award of Excellence in Energy Management «За наилучшие достижения в энергоменеджменте». В 2018 году эта награда была вручена российской компании ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК). За три года после запуска системы энергоменеджмента на ММК удалось повысить энергоэффективность на 8%, экономический эффект на сокращении энергозатрат за этот период составил более 38 млн долл., а сокращение выбросов парниковых газов – 700 тыс. т. В 2018 году Clean Energy Ministerial присудил международную премию Energy Management Insight Award еще одной российской компании – ООО УК «Жилкомсервис» (Набережные Челны, Татарстан). В управлении «Жилкомсервиса» находится 334 жилых дома, в которых проживают более 100 тыс. человек. Это одна из крупнейших управляющих компаний в России и первая в такая компания, внедрившая энергоменеджмент по стандарту ISO 50001. По данным компании, в 2016 году только за счет малозатратных мероприятий в рамках энергоменеджмента удалось сократить энергозатраты на 515 тыс. долл., при этом срок окупаемости мероприятий составил 0,3 года. В бюджетном секторе в мире энергоменеджмент пока не получил такого широкого распространения. По результатам исследования ISO, в публичном секторе (Public Administration) в мире в 2019 году действовало крайне незначительное число сертификатов соответствия стандарту ISO 50001 – всего 38 единиц.
Ряд российских муниципалитетов участвуют в международных программах повышения уровня энергоэффективности. График из доклада «Энергоменеджмент для муниципальных администраций» Московской школы управления «Сколково» и Немецкого энергетического агентства (DENA) |
В Европейском союзе в рамках проекта 50000&1 SEAP города и муниципалитеты, входящие в Ковенант мэров, в течение 2017–2020 годов получали поддержку при интеграции систем энергоменеджмента с планами действий в области устойчивой энергетики (SEAP) в соответствии со стандартами энергоменеджмента, такими как ISO 50001 и European Energy Award. В проекте участвовали 40 муниципалитетов из 8 стран. Наиболее активно система энергоменеджмента в муниципалитетах внедряется в Германии. С одной стороны, немецкие муниципалитеты сталкиваются с необходимостью достигать амбициозных целей в сфере сокращения энергопотребления и выбросов парниковых газов, с другой – энергоменеджмент в Германии исторически используется очень широко в разных сферах экономики.
Международный глобальный ковенант мэров за климат и энергетику (Global Covenant of Mayors for Climate and Energy) объединяет города и муниципалитеты, которые преследуют амбициозные цели по декарбонизации (сокращению выбросов парниковых газов) и повышению энергоэффективности. По состоянию на 2020 год к ковенанту присоединилось более 10 тыс. городов из 138 стран мира с общим населением более 800 млн человек, из которых более 8 тыс. городов уже опубликовали конкретные планы мероприятий по достижению своих целей, подлежащие мониторингу.
Одна из наиболее распространенных систем энергоменеджмента в Германии – оригинальная система «Энергоменеджмент и менеджмент защиты климата» (Energie- und Klimaschutzmanagement – EKM) Немецкого энергетического агентства, разработанная специально для муниципалитетов. C 2009 года система EKM внедрена уже в 74 немецких муниципалитетах. С 2013 года проводится добровольная сертификация этой системы, по итогам которой 15 успешных муниципалитетов (около 20% от общего количества) получили сертификат «Энергоэффективный муниципалитет DENA».
В России примеры использования системы энергоменеджмента в бюджетном секторе практически отсутствуют. Региональный энергоменеджмент в 2013–2017 годах был частью программы «Повышение энергоэффективности в Российской Федерации», которую реализовали ПРООН (Проект программы развития ООН), Глобальный экологический фонд, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Организация Объединенных Наций по промышленному развитию. Эта программа в наибольшей степени затронула Псковскую область, Республику Татарстан и Астраханскую область. Сведений о развитии этого проекта после 2018 года в публичном пространстве нет.
Стратегия развития
Энергоэффективность – средство достижения стратегических целей. В проекте Стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года, опубликованном в марте 2020 года, в базовом сценарии предполагается снижение энергоемкости российской экономики до уровня 50% к 2050 году, а также сокращение углеродоемкости (количества выбросов парниковых газов в экономике, приходящихся на производство единицы ВВП) на 9% к 2030-му и на 48% к 2050 году. Проект стратегии предусматривает два основных способа реализации базового сценария:
– масштабное повышение энергетической эффективности российской экономики;
– полное обеспечение баланса воспроизводства лесов, расширение площади их охраны и существенное сокращение сплошных рубок. У российской экономики огромный потенциал повышения энергоэффективности.
В соответствии с выводами Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в России этот потенциал пока не удалось использовать. Доклад был опубликован в декабре 2020 года и охватывает период 2019 года. Центральный федеральный округ (ЦФО) стал единственным федеральным округом, где во всех регионах производилось финансирование мероприятий в рамках программ повышения энергоэффективности и энергосбережения. В Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) в 50% опрошенных субъектов РФ (3 из 6) не производилось финансирование мероприятий по повышению энергоэффективности. В Приволжском (ПФО) и Дальневосточном (ДФО) федеральных округах в шести субъектах суммарно мероприятия по повышению энергоэффективности и энергосбережению также остались без ресурсного обеспечения.
На региональном уровне прослеживается диспропорция в объемах ресурсного обеспечения мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению. Более половины валового объема финансирования за счет бюджетных источников пришлось на Мурманскую область (11,5 млрд руб. – 35,2% от общего объема), Иркутскую область (6,8 млрд руб. – 20,9%). Удельный вес остальных регионов составил менее 5%. Большую часть (52,3%) внебюджетного финансирования обеспечили четыре региона: Ростовская область (33,99 млрд руб. – 32,8%); Республика Башкортостан (7,71 млрд руб. – 7,4%); Республика Бурятия (7,3 млрд руб. – 7,1%); Республика Татарстан (5,2 млрд руб. – 5,1%).
Заслуживает внимания, что в 10 регионах Российской Федерации финансирование мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению отсутствовало как в 2018-м, так и 2019 году. В их числе: Еврейская автономная область, Калининградская область, Красноярский край, Оренбургская область, Пермский край, Республика Дагестан, Республика Крым, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Тюменская область. Правда, все перечисленные регионы, кроме Тюменской области, являются дотационными.
Известно, что энергоемкость ВВП – показатель, характеризующий энергетическую неэффективность экономики. Чем менее эффективно используется энергия в экономике, тем больше ее энергоемкость. За прошедшие 10 лет энергоемкость ВВП России снизилась всего на 9%, причем в 2015–2018 годы энергоемкость ВВП не снижалась (для сравнения: в Германии за период 2010–2018 годов энергоемкость ВВП снизилась на 27%). Энергоемкость российского ВВП выше мирового уровня на 46%, уровня Канады – на 17%. Таким образом, повышение энергоэффективности становится основным способом реализации долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития России и ее международных обязательств в рамках Парижского соглашения.
Проблема перенаселенных городов
Население сконцентрировано в городах, поэтому именно в городах сосредоточена основная доля (около 2/3) конечного энергопотребления в мире и сопоставимая доля эмиссии парниковых газов. По оценкам Немецкого энергетического агентства, более 80% выбросов парниковых газов приходится на города. По данным Росстата, за последние 30 лет доля городского населения в России была относительно стабильной – на уровне 73–75%, что сопоставимо с показателями Германии, Чехии, Испании, Франции, Италии, Турции, Швейцарии в 2018 году. В 2020 году в России насчитывалось 20 846 муниципальных образований, в том числе 632 городских округа.
При таких масштабах задача повышения энергоэффективности в муниципалитетах становится более серьезным вызовом, чем в европейских странах. В то же время это необходимое условие для роста энергоэффективности экономики в целом. Энергоменеджмент может стать ответом на этот вызов: он не только придаст систематичности работе по повышению энергоэффективности, но и позволит более полно использовать потенциал управленцев на местах, даст им инструментарий для самостоятельного принятия решений. В условиях постоянного дефицита бюджетных средств, кадровых и временных ресурсов в муниципалитете энергоменеджмент позволит систематически концентрировать усилия на наиболее прорывных и доступных направлениях. По оценке Центра энергетики Московской школы управления «Сколково», только прямые затраты муниципалитетов на энергоснабжение объектов бюджетного сектора (прежде всего зданий) могут составлять до 3–7% годового бюджета.
Отсюда уже становится понятным значение внедрения системы энергоменеджмента на уровне российских муниципалитетов.
комментарии(0)