Владимир Александров.
Черный русский. История одной судьбы. – М.: Новое литературное обозрение, 2017. – 317 с. |
Книга с таким интригующим названием повествует о 100-летней давности истории Фредерика Брюса Томаса, чернокожего уроженца Миссисипи из бывших рабов – российского подданного, как его уважительно называли – Федора Федоровича Томаса, ставшего одним из самых успешных предпринимателей дореволюционной Москвы. Автор Владимир Александров – известный американский специалист по русской литературе, исследователь творчества Льва Толстого, Андрея Белого, Владимира Набокова, заслуженный профессор Йельского университета. Узнав о «знаменитом московском негре» из мемуаров Александра Вертинского, он начал кропотливо собирать информацию в архивах Библиотеки Конгресса США, специализированных хранилищах России, Турции, Англии, Франции, чтобы воссоздать историческую картину становления личности чернокожего антрепренера с американскими корнями и русским паспортом. Александров приложил немалые усилия для изучения жизни Томаса и даже разыскал его внука в Париже…
Результатом исследования стал роман The Black Russian (издан в 2013 году на английском языке в Нью-Йорке). Необычная история героя и позитивная критика способствовали изданию книги в Лондоне, Стамбуле и Москве. Материал увлекает интересными сюжетами и фактами, мастерски изложенными на фоне исторических событий, картин жизни семьи героя в Миссисипи, где «черных было больше, чем белых, большинство черных не владели ничем – они были рабами». Именно осознание бесправия подтолкнуло Томаса к поиску лучшей доли в Сент-Луисе, Чикаго и Нью-Йорке, а затем привело его на Европейский континент. Пребывание в Англии и Франции придало уверенность, позволило приобрести навыки работы в гостиничном и ресторанном бизнесе. Это помогло ему начать в 27 лет карьеру в России – официантом в престижном ресторане «Яр», стать управляющим развлекательного заведения «Аквариум», совладельцем не менее знаменитого «Максима» и сколотить миллионное состояние. Успешный ресторатор и харизматичный импресарио благодаря природной смекалке, трудолюбию и целеустремленности смог пробиться в дореволюционный круг богатых и знаменитых россиян.
После революции, оставив все в России, он с нуля основал в Константинополе (Стамбуле) свой «Максим» и смог не только вновь подняться («в конце лета 1922-го «Максим» – лучший ночной клуб в Константинополе»), но и стать в Турции «султаном джаза».
Говоря о слагаемых успеха Томаса, писатель отмечает его упорство в продвижении по карьерной лестнице от «официанта, слуги и метрдотеля» до способного управляющего и «эксперта в распознавании желаний и страхов клиентов». Владимир Александров явно симпатизирует своему герою, жизнь которого протекала в сложное, наполненное драматическими событиями время. Примечательна мотивация переезда Томаса в Россию, как ее объясняет автор: «В отличие от других стран, где его принимали более или менее так же, как любого другого, в России он явно не будет представителем презренного и угнетенного меньшинства». Приводимые в книге факты свидетельствуют о симпатиях героя к России. В годы Первой мировой войны он играл заметную роль в организации благотворительных концертов в поддержку русской армии и в связи с этим «удостаивался хвалебных упоминаний в прессе». Американский исследователь описывает примеры порядочности «черного русского»: спустя много лет эмигранты русской диаспоры, пережившие эвакуацию в Константинополь, с благодарностью вспоминали Федора Федоровича Томаса как «чернокожего с широкой русской душой, который никому не отказывал в бесплатном обеде».
Книга Владимира Александрова о Фредерике Томасе – добросовестный, документально достоверный, написанный на высоком художественном уровне труд, который объединяет разнообразные исторические и культурные контексты. От Войны Севера и Юга США до трагедии революции и Гражданской войны в России. С основательным знанием изложены картины социальной жизни как в русской столице после февральских событий и при большевиках, так и в Константинополе под контролем «союзных сил» Запада и в период прихода к власти Ататюрка. Ценность произведения в том, что оно является уникальным историческим документом и вместе с тем свидетельством силы личности чернокожего русского подданного.