Андрей Молокоедов,
Илья Слободчиков, Сергей Удовик. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. – М.: Левъ, 2018. – 252 с. |
Книга кандидата психологических наук и советника Российской академии наук, специалиста по общественной безопасности Андрея Молокоедова, написанная в соавторстве с доктором психологических наук, профессором Ильей Слободчиковым и кандидатом педагогических наук Сергеем Удовиком, посвящена феномену синдрома эмоционального выгорания и сопряженных с ним процессов – профессиональной деформации и профессиональной деструкции. Автор считает, что эмоциональному выгоранию подвержены более всего представители «помогающих» профессий и профессий экстремального типа. Это врачи, психологи, учителя, спасатели, сотрудники правоохранительных органов, уголовно-исполнительной системы и военнослужащие. Главная причина выгорания – психологическое переутомление от общения, вынужденного по профессиональной деятельности. Также выгоранию способствуют отсутствие карьерных достижений, напряженный рабочий день, монотонность деятельности, недостаточный отдых, отсутствие нормального сна. Жертвами недуга чаще всего становятся трудоголики. Человек сначала проявляет чрезмерную активность, затем наступает физическое и психологическое истощение, безразличие к окружающим, нежелание выполнять свои обязанности. Это чревато снижением интеллекта, развитием болезней, хронической усталостью, формированием зависимостей от алкоголя или никотина. «Сгоревший» работник впадает в отчаяние, признает бессмысленность жизни и способен к суициду.
Синдром эмоционального выгорания не зависит от таких факторов, как уровень зарплаты, пол или уровень образования. Есть, однако, зависимость от уровня темперамента. Позволяющие эмоциональные выплески сангвиники менее всех «перегорают» на работе, в то время как чувствительные и зажатые меланхолики наиболее часто впадают в болезненные состояния.
Одним из последствий протекающего процесса выгорания становится профессиональная деформация – формирование и закрепление черт характера, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Следователь становится подозрительным, швейцар – льстивым, адвокат – изворотливым, а учитель относится к людям как к ученикам. Проблема в том, что формируемые черты профессионального характера не только снижают рабочую продуктивность, но и налагают отпечаток на семейные и иные внерабочие отношения. С профессиональным выгоранием следует бороться внесением разнообразия в деятельность. Времяпровождение с друзьями, занятия спортом, хобби, овладение техниками релаксации, чтение художественной литературы являются важными барьерами на пути развития синдрома.
комментарии(0)