Памятник первому президенту Занзибара. 2017. Иллюстрация из книги |
Десант из 43 представителей африканских государств, буквально спустившийся к нам с неба (они прилетели на самолетах в Сочи для участия в первом российском саммите «Россия–Африка»), ознаменовал разворот нашей внешней политики в сторону забытого на три десятилетия Черного континента. А в качестве прелюдии президент объявил гостям о списании накопившихся у Африки долгов на сумму в 20 млрд долл. Это примерно стоимость двух проектов газопровода «Северный поток – 2»!
Как считают эксперты в области финансов, старые долги необходимо обнулить, чтобы начать выдавать новые кредиты. Но прежде чем ринуться в раскрытые объятия африканских друзей, хорошо бы как следует изучить огромный опыт, который был накоплен в 60–70‑е годы, когда Советский Союз занимал лидирующие мировые позиции в политическом и экономическом сотрудничестве со многими странами континента.
Это были годы крушения колониальной системы, открылась новая страница жизни африканских народов. Как никогда им требовалась реальная помощь, и ее оказывали тысячи советских врачей, геологов, преподавателей, агрономов, военных советников. Такое сотрудничество укрепляло авторитет Советского Союза не только в Африке, но и во всем мире.
Олег Тетерин. Вспоминая Африку (важное… и не очень).– М., 2019. – 556 с. |
А миллионы читателей главных газет страны – «Правды» и «Известий» – почти ежедневно узнавали не только последние африканские новости (еще древнеримский историк Плиний‑Старший говорил, что «из Африки всегда приходит что‑нибудь новое»), но и открывали для себя далекий континент, читая репортажи и очерки о жизни и обычаях людей различных этнических групп и народностей, о самобытном африканском искусстве, уникальных национальных парках… В те годы мне довелось работать в Мапуту собкором «Известий» по странам Юга и Восточной Африки. И помимо Мозамбика наша газета имела свои корпункты в Каире, Алжире, Аддис‑Абебе, Браззавиле, Луанде, Сенегале.
Как говорится, есть что вспомнить.
«Вспоминая Африку (важное… и не очень)». Так называется недавно выпущенная книга Олега Тетерина, военного переводчика, журналиста, дипломата. Но прежде всего африканиста, почти забытое ныне слово. У нас есть востоковеды, китаисты, американисты. Увы, вместе с угасшим интересом к Африке за последние десятилетия африканисты исчезли из поля зрения. Вместо них появились «специалисты» по охоте на слонов и рекламщики‑блогеры, всерьез утверждающие, что «негр» – не ругательное в Африке слово.
На несколько лет местом работы и домом для Олега Тетерина стала Танзания. Ключом к познанию страны и ее народа был суахили, на котором, как отмечает автор, разговаривает в Африке не менее 200 млн человек! Благодаря блестящему знанию языка он одинаково воспринимался своим в рыбацкой деревушке, лавке продавца деревянных скульптур маконде, министерских кабинетах.
На его глазах континентальная Танзания и островной Занзибар стали единым государством. А через несколько лет на острове произошли драматические события – был убит тамошний президент, первый вице‑президент Танзании Абейд Каруме. Эти страницы книги, безусловно, будут интересны тем, кто захочет углубиться в историю этой африканской страны. Впрочем, одна любопытная ниточка, протянувшаяся от мятежного Занзибара до Москвы, лишнее подтверждение старого постулата – «мир тесен». В политической борьбе за власть по приказу Каруме были расстреляны несколько видных деятелей национально‑освободительного движения, получивших образование в Москве и известных своими симпатиями к Советскому Союзу. Среди них – Абдула Ханга, отец известной телеведущей Елены Ханги, которую и сегодня можно увидеть на экране в различных ток‑шоу.
Ценность воспоминаний Олега Тетерина, проработавшего несколько лет в Танзании и Уганде в качестве заведующего Бюро Агентства печати «Новости» (АПН), в том, что они основаны на многочисленных документах – отчетах о работе отделения, посылавшихся в Москву, дневниковых записях, семейной переписки. Из всего этого возникает цельная картина того, как осуществлялась действенная помощь молодым независимым государствам в экономике, культуре, становлении управленческого аппарата.
Слово «пропагандист» в силу известных обстоятельств ныне приобрело отрицательное значение. А вот в те далекие годы советские журналисты, которые работали на Черном континенте, видели свою задачу в том, чтобы африканцы знали как можно больше о достижениях «родины социализма», преимуществах советского образа жизни. «Я тоже был пропагандистом, – пишет Олег Тетерин, – и не только не сожалею, но и горжусь этим!»
Сегодня можно сказать откровенно: СССР избирательно помогал тем странам, которые провозглашали социалистический выбор, имели политический вес в Организации африканского единства. Тогда никому у нас не пришло бы в голову завязывать крепкую (и недешевую) дружбу, например, с Центрально-Африканской Республикой, «прославившейся» восхождением на трон самопровозглашенного императора‑людоеда (в буквальном значении этого слова) Жана Беделя Бокассы. Да и сегодня ЦАР – милитаристское политически нестабильное государство, где идет этническая и религиозная борьба населяющих ее народностей.
Трезвый прагматизм подсказывал: зачем тратить время и ресурсы на то, чтобы влиять на политику запертого сухопутными границами «бесперспективного» государства, если в самой Африке оно ни на что и ни на кого не влияет?! А что касается «социалистического выбора», то с крушением «родины социализма» поменялся и вектор мировоззрения правителей тех африканских государств, которые были привилегированными клиентами, получавшими за свой «марксизм‑ленинизм» ныне прощенные кредиты.
Один из участников форума в Сочи – Йосавати Мусавени – своеобразный чемпион. Он правит Угандой вот уже 33 года. Автор воспоминаний об Африке присутствовал на его первой пресс‑конференции в1986 году, потом несколько лет спустя состоялась их беседа на языке суахили. А в 2013 году, согласовав все с местными властями, Олег Тетерин специально приехал в Уганду с подготовленными вопросами для интервью. «Моя третья встреча с президентом Уганды, – пишет в последней части мемуаров автор, – не состоялась». Символичный эпилог.
Когда несколько лет назад он совершил путешествие в «свою молодость», увидел по дороге от аэропорта в танзанийскую столицу Дар‑эс‑Салам вывески офисов китайских, японских, британских, итальянских компаний. Главный редактор влиятельной газеты «Ухуру» сказал ему: «Именно благодаря вашей стране Африка добилась освобождения от колониального управления. Так почему же теперь… плоды этой свободы пожинают не ваши компании, а те, кто всячески препятствовал нашей независимости?»
Законный вопрос, на который уже дала ответ история о том, как Россия на долгие 30 лет «забыла» Африку.
Известно, что в одну и ту же воду нельзя войти дважды. Не получится даже сделать это с закрытыми глазами, уговаривая себя, что это та же самая вода. Помимо всего прочего следует помнить, что в годы активного советского присутствия в Африке нашими главными конкурентами были вовсе не бывшие колониальные державы – Англия, Франция и Португалия. Основным идеологическим соперником за место под африканским солнцем, причем откровенно враждебным, являлся Китай с его неприятием развенчания Сталина и маоизмом.
Сегодня Китай, наш единственный стратегический партнер, – абсолютный лидер на Черном континенте по объему инвестиций в экономику африканских стран. Помимо Китая свой флаг в Африке, наращивая торговый оборот, демонстрирует Индия. За ней поспешает Бразилия – почти все члены нашего общего детища БРИКС.
Так что продавать (фактически дарить) автоматы Калашникова в страны военных диктатур, конечно, можно. Если же говорить о воскрешении масштабного прошлого, то помимо всего остального ныне это чревато жесткой конкурентной борьбой с нашими главными азиатскими партнерами, причем последствия можно уже заранее спрогнозировать.
А нам это нужно?
комментарии(0)