Философский словарь /Под ред. А.А. Гусейнова и Ю.Н. Солодухина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков, С.М. Малков. 10-е изд., дораб. и доп. – М.: Мир философии, Алгоритм. 2024. – 976 с. |
Итак, самый крупный кластер – это персоналии отечественных философов, их 35. Первый подкластер: советские философы, точнее философы советского периода, их 30. От Виталия Аверьянова, 50-летнего соучредителя Изборского клуба, и до Вадима Цымбурского (1957–2009), который ввел концепты-метафоры «Остров Россия» и «Лимитрофы» (от латинского limitrophus – пограничный). Цымбурскому в 2008 году пришлось дополнить их концептом-метафорой «Шельф», который означает территории, требующие особой защиты, но и выступающие в качестве потенциальной зоны интенсивных и продуктивных экономических контактов со странами Азии, а в перспективе и Европы. Два слова от себя: их автор не дожил до высшей степени обострения борьбы за «Шельф», но ее предвидел. И еще: в недавней передаче о Цымбурском на телеканале «Культура» данный концепт-метафора вообще не был упомянут. А зря.
Второй подкластер: пять отечественных мыслителей прошлого, включая Михаила Каткова (1818–1887), издателя, публициста и философа. Статья излагает «здравость» его политических рецептов. Если, по Каткову, сменить монархию и аристократический элемент в России, то «его место будет занято бюрократами или демагогами, олигархией самого дурного свойства». Казалось бы, мудрое провидение, но Катков властителем дум не стал, его уход из жизни сопровождался вздохами облегчения.
К сожалению, затруднительно осветить все новые статьи. Но остальные кластеры и подкластеры все же перечислим. Среди семи статей по истории русской мысли (включая справочные по отечественным вариантам масонства и фрейдизма) привлекает внимание разделение русским мыслителем Николаем Михайловским правды-истины и правды-справедливости. Осмысления расхождения между правдами «теоретического неба» и «практической земли» в зарубежном царстве философских мыслей отыскиваются с трудом.
Семь новых статей вмещает также кластер по индийской философии, включая лапидарную о «Дхарме» – одном из наиболее оригинальных и многозначных из ее понятий. Означает оно и долг, и путь к добродетели, и праведное поведение и считается присущим стволу и всем ответвлениям индийской мысли, начиная с древнейших времен. При этом в новой индийской философии утверждается, что продвижение в осмыслении начал дхармы связано как раз с отходом от ее высот. Таковы вот парадоксы данного мира мыслей, близкого миру мыслей отечественных.
В персоналиях представителей западной мысли тоже два подкластера. В первом шесть мыслителей от Данте Алигьери (1265–1321) и до Иммануила Валлерстайна (1930–2019). Этот недавно скончавшийся философ и социолог-неомарксист трактует всеохватную модернизацию как «великую иллюзию», в которую частично верили даже Российская империя и СССР. Сегодня видно, по Валлерстайну, что она в принципе неосуществима; даже носители либеральных постулатов, коренящихся еще в XIX веке, вынуждены признать утопичность своих надежд. Второй подкластер включает тоже шесть представителей в основном постаналитической философии: немца Отто Больнова (1903–1991), преобразователя начал педагогики; тоже немца, но эмигрировавшего в Америку Карла Гемпеля (1905–1977), исследовавшего проблему объяснения; американцев Дэниэла Деннета (1942–2024), критикующего любые «-измы» в познании; Кларенса Льюиса (1883–1964), разрабатывавшего принципы модальной логики, которая допускает оперирование категориями «возможность» и «случайность», а не только «необходимость»; Хилари Патнэма (1926–2016), одним из первых зафиксировавшего кризис аналитической философии, положения которой ранее активно разрабатывал сам; Уилфрида Селларса (1912–1989), ратовавшего за внедрение в социальную ткань «мы-намерений». Кстати, сын профессора-философа Селларс стал носителем левых политических взглядов, а выходец из рабочей семьи Льюис долгое время возглавлял в чем-то аристократическую Американскую философскую ассоциацию.
Наконец, последние подкластеры общезначимых понятий с философским содержанием, впервые появившиеся на страницах словаря. Первые шесть устоявшиеся, но подверженные новым трактовкам. Так, востребованное в разных ракурсах понятие «Суверенитет» излагается в статье через историю его возникновения и экспликации (развертывания). Ее вывод таков: «Суверенная государственная власть фактически и юридически независима от других государств в проведении своей внутренней и внешней политики». Выглядит он как само собой разумеющийся, но подводки к нему показывают, что его простота далеко не проста, а нуждается в многовекторном обосновании в плане не только логических рассуждений, но и действий политического характера.
Наконец, подкластер понятий «модных» и относительно недавно вошедших в философские дискурсы. Ограничимся простым их перечислением: Гендер, Институционализм, Ризома, Симулякр. Кто откроет словарь в поисках нового – обратит на них внимание в первую очередь. Не помешало бы, правда, введение еще одного понятия, модного из модных: аутопоэзиса, означающего самопостроение, включая самовоспроизводство живых существ и усложненных систем. Но – нельзя объять необъятное…
комментарии(0)