На военно-воздушную базу "Рамон", расположенную в пустыне Негев, вылетели рано утром. Нас, группу местных и иностранных журналистов, пригласили на торжественную церемонию встречи двух первых закупленных в США усовершенствованных истребителей "F-16", которые составят основу ВВС Израиля.
На базу, расположенную в 300 километрах от Тель-Авива, нас доставил военно-транспортный самолет "С-130 Геркулес". Полет занял чуть больше 30 минут, но за это время я успел узнать от своего израильского коллеги кое-что о прилетающих истребителях. Согласно контракту, до 2008 года ВВС Израиля должны получить еще 100 таких машин. Таким образом, парк израильских "F-16" составит 362 самолета и станет вторым по величине после американского. Общая стоимость контракта - 4,5 миллиарда долларов. Эти самолеты - кодовое название "Суфа" ("Буря") - были построены в США фирмой "Локхид" по израильским спецификациям.
И вот мы на базе "Рамон", которую американцы построили в качестве компенсации за потерю подобного объекта на Синайском полуострове. Как и многие базы израильских ВВС, эта представляет собой большой военный городок с хорошо развитой инфраструктурой. Что поразило - обилие зелени. Ухоженные газоны, финиковые пальмы, деревья и кустарники. Есть здесь детские сады, школы, магазины, футбольное поле, баскетбольные и волейбольные площадки, кафе и дискотека.
Что любопытно: если бы не взлетно-посадочные полосы, никогда не догадаться, что это - база ВВС. Самолетов мы не увидели. Все где-то скрыто, закамуфлировано. Кстати, когда мы прибыли в эскадрилью "Негев", нас тут же предупредили, что фотографировать персонал базы, особенно пилотов, запрещено во избежание их опознания и мести со стороны врагов. Более того, их нельзя даже называть по имени - только звание и инициалы.
В ожидании прибытия самолетов (они приземлились в 14-00 по местному времени) мы встретились с командующим ВВС генералом Даном Халуцем (его имя и фамилия не засекречены) и командиром эскадрильи "Негев" подполковником А.
- Командование израильских ВВС еще в 1997 году приняло стратегическое решение об обновлении военно-воздушных сил, - сообщил журналистам генерал Халуц. - Долго колебались между "F-16" и более мощным, но дорогим в обслуживании "F-15". Выбор был сделан в пользу большего количества за меньшую цену. И американский концерн "Локхид-Мартин" обязался поставить в Израиль 102 оснащенных по спецзаказу "F-16" с добавлением буквы "i" - "Israel".
Командующий объяснил журналистам, чем "Суфа" превосходит другие модификации истребителя. "F-16i" может нести больше вооружений, может летать дальше и дольше - по всему Ближнему Востоку и за его пределами, может в любых климатических условиях мчаться на автопилоте на минимальной высоте по рельефу местности, что позволяет ему ускользать от вражеских радаров. Истребитель способен использовать все имеющиеся у Израиля ракеты и бомбы и, что важнее всего, выполнять любые боевые задания - от воздушного боя до точечной бомбардировки целей в густонаселенных районах.
- Истребитель "Суфа", - подчеркнул Дан Халуц, - особенно дорог тем, что большая часть электронного оборудования и компьютерных программ, необходимых для его функционирования, разработаны в Израиле. Это позволило сэкономить валюту и даст возможность без задержек модифицировать боевые качества самолета. Ведь следующее обновление парка ВВС произойдет не ранее чем через 30 лет.
Подполковник А. сообщил, что пилотировать первые прибывающие из Техаса самолеты поручено специально сформированной для этого эскадрилье "Негев". В ее состав вошли лучшие летчики-истребители. Он с гордостью напомнил, что заместителем командира какое-то время был Илан Рамон, первый израильский астронавт, погибший в феврале прошлого года при взрыве американского шаттла "Колумбия". Новые эскадрильи будут набираться из талантливой молодежи, прошедшей особую программу подготовки.
За полчаса до прибытия самолетов мы заняли места на специальной трибуне для прессы. К этому времени на значительном удалении от взлетно-посадочной полосы собрались тысячи людей, приглашенных на торжественную церемонию. На трибуне для почетных гостей сидели министр обороны Шауль Мофаз, начальник генерального штаба Моше (Буги) Яалон, ветераны ВВС. Одним из последних прибыл бывший президент, в прошлом летчик Эзер Вейцман.
В это время из громкоговорителей донеслось: "Самолеты пересекли границу Израиля". Прошло еще несколько минут, и в хмуром, затянутом тучами небе появились "F-16i", сопровождаемые двумя истребителями. Собравшиеся приветствовали их появление радостными возгласами и аплодисментами.
Прошло еще несколько томительных минут ожидания, и приземлившиеся истребители появились на взлетно-посадочной полосе и вскоре остановились перед трибунами. Как полагается на торжественных церемониях, прозвучали гимны США и Израиля.
Затем выступили американский военный атташе в Израиле полковник Тиммоти Мерфи и командующий израильскими ВВС генерал Дан Халуц. Они назвали это событие "важным показателем сотрудничества двух стран в военно-технической сфере".
Когда отзвучали приветственные речи, в центре внимания оказались израильские пилоты - капитан Й. и лейтенант Р.
- Что вы чувствуете сейчас, после прибытия в Израиль? - спросил я капитана.
- Я горжусь тем, что оказался среди первых, кто открывает новый этап в развитии обороноспособности нашей страны. Доверенное нам грозное оружие позволяет израильским ВВС осознать свое превосходство перед потенциальным противником и почувствовать собственную защищенность. Это означает, что вместе с нами в безопасности будет и весь народ Израиля.
- Этот самолет построен практически для нас, - вступил в разговор лейтенант и пояснил: - Он - с израильской технологической начинкой и с учетом климатических условий нашего региона. Некоторые технологии являются секретными, но я могу сказать о гермошлеме с особой системой наведения, позволяющей регулировать направление ракетного или бомбового удара с помощью движения глаз. Этого нет у других стран...
В Тель-Авив возвращались на том же "Геркулесе". Один из израильских журналистов, не обращаясь ни к кому, вдруг сказал: "Да, с такими самолетами и такими летчиками арабам нас никогда не одолеть. Даже если они объединятся". Его никто не поддержал, но и не возразил┘
Тель-Авив