30 ноября 2004 г. исполнилось 65 лет с начала "Советско-финской кампании" - этой удивительной зимней войны, в которой советский колосс решил подмять под себя маленькую Финляндию. Она некогда в продолжение более 130 лет составляла часть Российской империи.
Итак, СССР в 1939 г. имел могучую Красную Армию с тысячами танков и самолетов, а небольшая по численности армия Финляндии имела к началу кампании в 88 раз меньше танков, в 9 раз меньше самолетов, но она выстояла, сохранила свою государственность, правда с потерей части территории. В этой зимней войне особенно поразительным оказалось соотношение людских потерь противоборствующих сторон. Оно составило примерно 1:5, т.е. на одного финна приходилось 5 красноармейцев. Следует отдать должное организатору и предводителю финских вооруженных сил Маннергейму, тому самому, чьим именем была названа оборонительная линия в Финляндии. Кто же он такой, этот искусный военачальник, сумевший и на территории Финляндии сохранить часть русской культуры?
Карл Густав Эмиль Маннергейм - человек удивительной судьбы. Выходец из семьи шведов, кавалерийский офицер, сделавший блестящую военную карьеру в русской императорский армии. Он был участником Русско-японской войны, по специальному заданию Генштаба в 1906-1908 гг. совершил конное путешествие через малодоступные районы Азии. В русско-германскую войну командовал дивизией, корпусом, генерал-лейтенант.
Маннергейм прослужил в русской армии почти тридцать лет. Революция в России круто изменила его судьбу. Зимой 1918 г. он возглавил национальную армию Финляндии. Эта северная страна, более века находившаяся в составе России, тотчас воспользовалась русской смутой и провозгласила свою независимость. Большевистское правительство Ленина признало эту независимость┘ пока не набралось сил для продолжения глобализации Земного шара. (Правда, в то время употреблялось другое слово - "интернационал"). У автора этих строк всегда вызывали чувство иронии слова советского маршала Мерецкова о "нацеленных на Ленинград финляндских военных сооружениях на Карельском перешейке, известных под названием линии Маннергейма". Военные сооружения ведь не танки, не самолеты, чтобы совершить нападение на страну, стократно превышающую ее по всем ресурсам. Вот ведь до каких перлов додумывались порой советские военачальники, чтобы словами прикрыть агрессивность своих намерений.
Но Финляндия оказалась на удивление всего мира крепким орешком, и агрессор, которым оказался СССР, на Финляндии обломал зубы, но это было потом, в 1939 г. А пока молодая Финская армия под руководством генерал-лейтенанта Маннергейма первый раз отстояла суверенитет своей страны в 1918 г., когда силой оружия большевики пытались ее обольшевичить. Так впервые была проверена ее стойкость.
В конце того же 1918 г. Маннергейм - глава государства Финляндии и одновременно главнокомандующий его вооруженными силами. "Ни один "реванш" в моей жизни не был настолько очевиден, как этот: ведь меня избрали регентом по предложению того самого правительства, которое своим нелояльным отношением к главнокомандующему собственной армии вынудило меня покинуть страну после победы в освободительной войне, одержанной под моим руководством", - указывал об этом событии в своих воспоминаниях Маннергейм. Однако, на президентских выборах в июле 1919 г. он проиграл профессору Стольбергу.
Двадцатые и тридцатые годы ХХ столетия Маннергейм занимается укреплением обороноспособности станы. Зимняя война 1939-1940 гг. показала всему миру удивительную стойкость и высокий боевой дух маленькой финской армии, сражавшейся с "неисчислимой" Красной армией. Разумеется, "сила пересилила силу". Финляндия уступила Советской России часть своей территории, но сохранила свой суверенитет. Заметим, Финляндия была единственной страной, которая сумела его отстоять. Другие западные соседи Советского Союза были им просто поглощены.
С началом Великой Отечественной войны маршал Маннергейм вернул утраченные территории и проводил довольно независимую политику от Германии. Причем по необходимости в драматической "схватке гигантов" Финляндия вынуждена была оказаться в одном с ней лагере. "Нас прижали к стене: выбирайте одну из альтернатив - Германия или Советский Союз", - писал политик Маннергейм. При этом он вспомнил и слова Сталина, произнесенные еще осенью 1939 г. перед финской делегацией: "Хорошо понимаю, что вы хотите остаться нейтральными, но уверяю вас, что это невозможно. Великие державы просто не позволят".
Маннергейм вступил в войну, но не изменял воинской чести. И опять он возглавил страну в самый трудный период - в период военных поражений. Он сумел вывести страну из войны в 1944 г., при этом вновь сумел сохранить суверенитет своей страны. "Свобода и на этот раз досталась нам дорогой ценой. Свидетельством этого служат 55 000 белых деревянных крестов на наших погостах", - писал Маннергейм.