Солдат-негр армии северян.
Рисунок из книги "Иллюстрированная история гражданской войны в США"
В нынешнем году очень многие граждане Соединенных Штатов с нетерпением ожидали Дня поминовения – национального праздника, посвященного американским солдатам, павшим в войнах, который отмечается в последний понедельник мая. Для этого имелись веские причины. Дело в том, что по давно заведенному порядку в День поминовения президент США лично посещает Могилу неизвестных солдат на Арлингтонском кладбище и возлагает на нее венок. Венки от главы американского государства также возлагаются и к другим мемориалам, возведенным в некрополе. Хотя исполняют данную обязанность представители хозяина Белого дома.
Кладется венок и на монумент, отдающий дань памяти солдатам и офицерам армии Конфедерации – 11 южных штатов, объявивших в декабре 1860-го – мае 1861 года об отделении от США. Это привело к четырехлетней кровопролитной гражданской войне, в ходе которой погибли 258 тыс. бойцов-конфедератов и 360 тыс. воинов, сражавшихся в рядах федеральных вооруженных сил.
Согласно общепринятой точке зрения (во всяком случае, именно так и никак иначе трактовали события 1860-х годов в США историки многих стран мира, в том числе СССР), мятежники-южане бились за то, чтобы не давать свободу рабам-афроамериканцам, коих в ту пору насчитывалось несколько миллионов человек. А вот жители 23 штатов, сохранивших верность центральной власти в Вашингтоне, дружно выступили против угнетателей ради освобождения несчастных невольников.
Правда, уже довольно продолжительное время этот взгляд на причины междоусобицы оспаривается и в Соединенных Штатах, и за их пределами. Приводятся, например, доказательства, свидетельствующие о том, что истоки конфликта лежат в стремлении промышленно развитого Севера подмять под себя сельскохозяйственный Юг страны. И тем не менее многие американцы гадали: пошлет первый темнокожий президент США венок к памятнику «защитникам рабства» или нет. Ведь 23% избирателей, отдавших за Барака Обаму свои голоса на выборах 4 ноября 2008 года, являются афроамериканцами.
Новый президент не отступил от традиции, несмотря на бурное негодование некоторых своих сограждан. Кроме того, он предпринял шаг, который, как полагают наблюдатели, может дать начало традиции новой: впервые в День поминовения венок от хозяина Белого дома лег у Афроамериканского мемориала гражданской войны в Вашингтоне. Этот памятник был установлен в честь 200 тыс. негров, воевавших в армии северян.
Кстати, непонятно, почему это не делали ранее предшественники Обамы, которым довелось занимать пост главы американского государства, скажем, в конце минувшего века? Как-никак чернокожие солдаты так называемых Цветных войск США составляли 10% федеральных сил. Причем в отличие от многих своих белых собратьев по оружию афроамериканцы были всегда готовы драться до последнего и, если надо, положить жизнь на поле битвы. Согласно различным данным, в ходе гражданской войны погибли от 39 до 70 тыс. солдат-негров, а в конце ее в федеральной армии имелось 177 негритянских полков.
И еще один существенный момент. Это сегодня все привыкли к тому, что афроамериканцы служат в вооруженных силах США, и ничуть не удивляются, когда узнают: количество чернокожих генералов в американской армии перевалило за полторы сотни. Поклонники же голливудской продукции подтвердят: сержант-негр давно сделался одним из самых популярных типажей заокеанских кинобоевиков.
Между тем полтора столетия назад чернокожие американцы и помыслить не могли о месте в армейском строю. Вдобавок ни о чем подобном даже слышать не желали белые военачальники. Вплоть до начала гражданской войны, когда пришлось переступить через укоренившиеся в сознании предрассудки. Но иные из полководцев гражданской войны, пожалуй, перевернулись бы в гробах, узнай они, что в начале 2000 годов из 402 150 военнослужащих сухопутных войск США 26% – негры, что в американском военно-морском флоте (314 083 человека) и Корпусе морской пехоты (155 038 человек) чернокожих 16%, а в неведомых в период гражданской войны военно-воздушных силах (282 304 человека) – 15%.
В общем, просто удивительно, как это, допустим, Джимми Картер, Рональд Рейган, Джордж Буш-старший, Билл Клинтон, Джордж Буш-младший – верховные главнокомандующие вооруженными силами США – не догадались сделать в День поминовения то, что совершил Барак Обама┘
┘Вернемся, однако, в эпоху гражданской войны. Есть в ее летописи весьма любопытные факты, о которых почти никто не знал, например, у нас в России. Во всяком случае – до недавнего времени. Оказывается, более 100 тыс. негров добровольно вступили в армию южан; как минимум 35% свободных чернокожих и 15% рабов отнюдь не желали стать противниками Конфедерации. А 70 афроамериканцев в Линчбурге (штат Вирджиния) предложили себя в полное распоряжение местных властей, дабы защитить вышедшую из повиновения Вашингтону часть страны «от тирании федерального правительства Линкольна». К февралю 1865 года на кораблях военно-морского флота мятежных южных штатов служили свыше 1100 негров-матросов. Более 180 тыс. чернокожих обеспечивали боевые действия конфедеративных войск – были санитарами, возницами, пожарными, машинистами, кочегарами, лодочниками, кузнецами, механиками, колесными мастерами и т.д.
Отчего угнетенные воевали на стороне своих вроде бы угнетателей, тема отдельного большого разговора. А пока – еще несколько характерных фактов.
Установлено, что первый федеральный офицер, павший на гражданской войне, – майор Теодор Уитроп – был убит┘ чернокожим конфедератом Сэмом Эшем. Известно это было видному борцу против рабства афроамериканцу Фредерику Дугласу или нет, однако он и без того изумлялся, что «много цветных солдат служит в армии Конфедерации – не только в качестве поваров, прислуги и рабочих, но и как настоящие солдаты. На их плечах мушкеты, в их карманах – пули, они готовы стрелять в лояльные (США. – А.У.) войска и делают все, что может сделать солдат для разрушения федерального правительства и создания собственного мятежного».
В свою очередь, главный инспектор Санитарной комиссии Соединенных Штатов доктор Льюис Стейнер, ставший свидетелем вступления в 1862 году в город Фредерик (штат Мэриленд) войск южан, вдруг обнаружил, что в их рядах – несколько тысяч чернокожих бойцов. «Они носят разную форму┘ Большинство этих негров вооружены – мушкетами, саблями, ножами┘ кинжалами┘ Несомненно, что они являются составной частью армии Конфедерации┘» – констатировал Стайнер.
Да, то, о чем он написал, происходило в первый период гражданской войны. Но вот один из эпизодов, относящийся ко времени ее окончания.
4 апреля 1865 года. Подразделения федеральной кавалерии решили захватить обоз южан. Его сопровождали чернокожие пехотинцы-конфедераты. Они оказали ожесточенное сопротивление нападавшим, отбили несколько атак и были смяты противником лишь после того, как расстреляли все патроны┘
┘Между прочим, на том самом памятнике павшим конфедератам на Арлингтонском кладбище, о котором говорилось выше (он был открыт в 1914 году президентом Вудро Вильсоном), изображены солдат-негр, шагающий нога в ногу с белым солдатом, и уходящий на войну южанин, передающий своего ребенка негритянке-няньке. Не исключено, что в том числе и поэтому Обама не пожелал нарушать традицию и послал венок к монументу. А не только потому, что поостерегся спровоцировать новую распрю. Ибо десятки миллионов коренных жителей Юга США возмутила бы попытка главы государства отказать в уважении их предкам, погибшим за дело, которое они считали правым.