Нептун с миной образца 1905 года. Фото из архива автора
В воскресенье моя любимая «бурса», или, как чаще говорят выпускники военно‑морских училищ, «система», отмечает очередную годовщину. Дата не круглая – 70‑летие Калининградское военно‑морское училище (КВВМУ) отметило в прошлом году, но все‑таки... Все‑таки КВВМУ – самое молодое училище в СССР. Кстати, в Советском Союзе военно‑морских училищ было 11. Все они располагались в приморских городах. Кроме Киевского высшего военно‑морского политического училища (которое понятно где базировалось).
В 1973 году, когда я поступал в «систему», конкурс был 10 человек на место. Это объяснимо, ведь в те времена папаши юных девиц с гордостью говорили: «Моя дочка вышла замуж на морского офицера». Потом, в 90‑е, папаши говорили иначе: «Ну, на худой конец выдадим дочь за флотского офицера».
КВВМУ, без сомнения, было уникальным учебным заведением. То, что большую часть времени курсанты занимались не изучением материальной части и военно‑морских наук, а копали, строили, подметали плац и т.д., – ясно. Другие училища в этом смысле ничем от нас не отличались. Но начальник нашего училища вице‑адмирал Владимир Степанович Пилипенко (между прочим, Герой Советского Союза) мыслил более чем масштабно.
Особенно Пилипенко гордился тем, что плац в училище по квадратному метражу был больше Красной площади (для чего пришлось снести несколько строений). А еще вокруг плаца на огромных щитах красовались картины на морскую тематику. «Бой авианосной ударной группы с подводной лодкой противника», «Высадка морского десанта при поддержке авиации», «Корабли в кильватерном строю» и т.д.
На главной башне в здании, где находились дежурный по «системе» и знамя училища, были большие часы. Каждые полчаса они играли мелодию «Ты, моряк, красивый сам собою...». Жители окрестных кварталов были очень недовольны, но победить адмирала, да еще Героя Советского Союза, не смогли...
А еще Пилипенко (в училище его звали Герой, Барин, Хозяин) любил фонтаны. Один (квадратный) находился перед главным входом в училище и бил на три метра выше петергофского «Самсона». Второй (круглый) – в училищном скверике. В центре фонтана высилась статуя Нептуна, который держался двумя руками за рога мины образца 1905 года.
Когда я еще был кандидатом в курсанты, то есть только сдавал экзамены, мимо фонтана шли два абитуриента из Белоруссии. И один из них сказал другому:
Такие картины мы называли «глыбами». Фото из архива автора
|
Мы же называли фонтан просто – «Нептун, насилующий мину».
А еще у нас было Лебединое озеро. Там плавали зеркальные карпы и утки. Для охраны уток от водяных крыс выделялся мичман с воздушной винтовкой.
Кстати, была такая традиция на пятом курсе. Выпускника, который первым защитил диплом, кидали в фонтан с Нептуном или в Лебединое озеро сразу после сдачи прямо в форме первого срока (в которой и сдавался экзамен). В 1978 году таким выпускником в нашем классе оказался я.
Главное же – у нас были прекрасные преподаватели.
Вот, к примеру, капитан 1 ранга Петр Соломонович Однопозов, преподаватель кафедры тактики, с вполне естественной кличкой Однопузов, строгий, но веселый. В свои немного за 40 он обладал сверкающей лысиной и страдал зеркальной болезнью (из‑за солидного живота мог видеть свое мужское достоинство только в зеркале). Как ни странно, при этом Однопозов выглядел подтянуто.
Утром, как всегда, перед первой парой занятий капитан 1 ранга построил два класса у входа в аудиторию. Принял доклад дежурного и хорошо поставленным голосом рявкнул:
– Здравствуйте, товарищи курсанты!
А мы всю ночь картошку чистили. На все училище, а это почти полторы тысячи ртов. Естественно, особого энтузиазма никто из нас не испытывал. И ответная здравица получилась невнятной.
Однопузов разгильдяйства не потерпел:
– Плохо здороваетесь, придется повторить. Здравствуйте, товарищи курсанты!
И тут мы гаркнули. И красиво так, с задержкой, на одном дыхании, словно и не было за спиной бессонной ночи:
– Здравия желаем, товарищ капитан 1 ранга!!!
Задрожали старые училищные стены, эхо понеслось по длинным коридорам, вернулось назад, заметалось в поисках выхода и... здоровенный шмат штукатурки сорвался с облезлого потолка, рухнув на лысину уважаемого каперанга. Лысина потеряла первоначальный блеск и окрасилась в красный цвет. Лекции не было. Пришлось заниматься самоподготовкой.
Были, конечно, и офицеры, которых мы не слишком любили. К примеру, командир нашей роты Геннадий Иванович Кулишов. Мы его тихо ненавидели (до такой степени, что на выпускной банкет его не пригласил ни один взвод – уникальная для училища ситуация).
Музыкальные часы на башне КВВМУ не давали спать жителям города. Фото из архива автора
|
– Счастливый ты, Кулишов...
Комроты удивился и бегом в училище. А навстречу ему Марат Николаевич Громов – начальник нашего артиллерийского факультета. Тоже тот еще деятель. Кулишов ему:
– Вы представляете, товарищ капитан 1 ранга! Захожу в церковь, а мне Христос говорит: мол, счастливый ты, Кулишов...
– А почему счастливый‑то?
– Вот, черт, а я не спросил!
И назад в церковь. Подошел к статуе, а Христос опять:
– Счастливый ты, Кулишов...
– А почему счастливый‑то, Господи?
– Да потому что мне руки гвоздями приколотили...
И еще пару слов о Кулишове и Громове. Я случайно благодаря неплохим, скажем так, отношениям с девушками из строевого отдела училища смог ознакомиться со своей переводной аттестацией за 4‑й курс, подписанной нашим командиром роты. Ее следует привести почти целиком: «За период обучения на 4‑м курсе серьезно не занимался над формированием в себе командирских качеств. Уставы знает, но не всегда руководствуется ими в повседневной жизни. Медлителен в выполнении команд. С товарищами заносчив. Склонен к резкости и грубости. В период практики совершил грубый проступок. Склонен к употреблению спиртных напитков. Демагог. Ради собственного удовольствия готов принести в жертву интересы товарищей и коллектива. Высокомерен. К труду не приучен. Работоспособность низкая. Увлекается литературой. Несколько улучшил свои спортивные показатели.
Выводы: командирские качества крайне низкие. Деловитости, настойчивости, инициативы нет. Если не произойдет резкого улучшения воинской дисциплины и не будут изжиты отмеченные недостатки, то предлагаю назначение после выпуска произвести на малоперспективную должность.
Начальник 4-го курса артфака капитан‑лейтенант Кулишов».
Самое любопытное далее – резюме начальника факультета: «Достоин перевода на 5-й курс. Осмотритесь. С такими качествами нельзя мириться. Возьмите себя в руки. Недостатки устранить на 5-м курсе».
Судя по тому, что закончил «систему» только с четверками и пятерками, да еще успешно прослужил на флоте 22 года, в руки я себя все‑таки взял.
комментарии(0)