0
4904
Газета Заметки на погонах Интернет-версия

16.09.2021 20:40:00

Увольнения былых времен

Египетские труды и донецкие досуги

Игорь Шелудков

Об авторе: Игорь Григорьевич Шелудков – подполковник в отставке.

Тэги: ссср, армия, училище, курсанты, увольнение


ссср, армия, училище, курсанты, увольнение Хорошая игра в шахматы могла принести советскому курсанту не только почет, но и немалую выгоду. Фото РИА Новости

За пару месяцев до выпуска, в мае нас, четверокурсников, отправили на две недели в последние летние лагеря. Располагались они в районе поселка Старобешево километрах в двадцати от Донецка. Мы прибыли туда первыми из всего училища. До этого лагеря находились в районе населенного пункта Ясиноватая.

НЕ ПЕЙ ИЗ КОПЫТЦА

Где-то через неделю мы уговорили ротного отпустить нас в поселковый сельский магазин за печеньем, пряниками, лимонадом и сигаретами. Кинули на пальцах, кто пойдет. В моем взводе этой чести удостоился я. Старшим команды из четырех курсантов был назначен командир взвода капитан Валерий Родин.

На выходе из расположения лагеря мы увидели два взвода курсантов факультета инженерных войск, которые вместе с подполковником-преподавателем строили ротный опорный пункт. Наш факультет войск связи военных инженеров почему-то недолюбливал. Они нам платили тем же. До сих пор не пойму, почему! Даже земляки-белорусы между собой не дружили. Больше чем на уровне «здравствуй» отношения не поддерживались.

– Мушкетеры короля приветствуют гвардейцев кардинала, – сказал преподавателю капитан Валера Родин. – Бог в помощь!

Мы улыбались, а курсанты-инженеры, вооруженные ломами, кирками и лопатами, смотрели на нас совсем не приветливо.

– Представляешь, Валера, – сказал преподаватель, – какой-то долб… извините, товарищи курсанты, дятел ткнул пальцем на карте в это место. А здесь сплошные камни. Но мы нашли выход из положения и решили использовать технологии Древнего Египта. Так в те времена пирамиды строили. Ломами пробиваем в камнях отверстия и забиваем туда смоченные водой деревянные колья. Три-четыре часа – и разбухшее дерево разрушает камни.

Нам показали на несколько солидных каменных глыб. Было интересно.

– А мы в магазин идем…

Офицеры пошептались, и преподаватель дал нашему Валере деньги.

– На обратном пути новые глыбы «поспеют».

– Обязательно посмотрим, – сказал наш взводный.

Зайдя в поселок, мы отоварились и собрались идти домой, как вдруг кто-то увидел в одном из дворов огромный колодец – журавль.

– Разрешите воды набрать, товарищ капитан.

– Давайте, давайте. А я еще раз в магазин схожу. Кое-что забыл купить.

Возле калитки дома нас встретила старушка.

– Милые солдатики! Как мы вас любим! Главное, чтобы войны не было… А у нас в селе во время войны румыны стояли. Зверствовали так, что жители к немцам на них жаловаться бегали…

Пока мы набирали воду во фляги, бабушка сбегала в дом и вернулась с салом, яйцами и деревенским хлебом.

– Берите, берите…

Потом старушка снова заскочила в избу и вынесла бутылку самогона. Мы отказывались, но, немного подумав, Славик Кирпичев сказал: «Пригодится!» Вылив из фляги воду, он влил туда горячительное.

…На обратном пути, подойдя вместе с Валерой Родиным к военным инженерам, мы поинтересовались, как там обстоят дела с каменными глыбами.

– Рановато еще, – ответил преподаватель и подошел к курсанту Кирпичеву, который стоял к нему ближе всех.

– Дай-ка воды напиться…

– У меня фляга пустая, – испуганно произнес Славик, но подполковник флягу подергал.

– Неужели тебе воды жалко? Давай-ка ее сюда!

– Товарищ подполковник! Не надо пить! Я эту воду в грязной луже набрал, – чуть ли не умолял офицера курсант Кирпичев, но подполковник сделал несколько глотков и скорчился.

– Сынок! Где же ты такую лужу нашел?

Славика подполковник-инженер не выдал, а взводный ничего не заметил. Обошлось…

К чести наших офицеров, мы ни разу не видели, чтобы они когда-нибудь что-то отмечали. Тем более в лагерях. Да и по понедельникам и после праздников своих командиров «уставшими» не замечали.

Отбор офицеров в военные училища в Советском Союзе был очень строгим. Валера Родин рассказывал, что его из какого-то забайкальского захолустья вызвали в одну из воинских частей в Чите, где он выдержал конкурс из пяти офицеров, желающих быть командирами взводов в Донецке. Сдавал физическую, строевую подготовку и общевоинские уставы. Вдобавок к этому надо было иметь безупречные характеристики и аттестации. И, конечно, быть членом КПСС.

БЛИЦ НА ПЛЯЖЕ

В конце третьего курса сержант Шура Гончаров, курсанты Сергей Воропаев, Володя Бырин и я собрались как-то в увольнение в город. Заранее был составлен план, который предусматривал прогулку по центральной улице, затем планировалось позагорать на пляже академгородка Донецкого госуниверситета. И в завершение – культпоход в один из кинотеатров.

Приказа министра обороны о запрещении одиночного купания тогда еще не было, и курсанты частенько ходили на тот элитный пляж в центре города. Он был огорожен, но у нас были свои «тропы Хо Ши Мина». На всякий случай Шура Гончаров предупредил нас: «Купаемся под моим наблюдением».

Володю Бырина недавно оставила его очередная девушка, и он немного расстроился. Только потому, что раньше он это делал первым.

– Мстить девчонкам стану прямо в этом же увольнении! Месть моя будет страшной.

– Давай, давай, – рассмеялись мы.

Но Володя действительно поразил нас своей жестокостью. Проходя мимо какой-нибудь незнакомой молодой парочки, он, улыбаясь, здоровался с девушкой и, не останавливаясь, шел дальше вместе с нами. Молодые люди сразу же начинали выяснять отношения. Ответ девушек, что этого курсанта они увидели сегодня впервые, их ухажеров, было видно, не устраивал…

– Хватит, – сказал Шура Гончаров, – тебя за зверства из гестапо бы выгнали!

Особенно интересным парнем был наш Серега Воропаев. Тихоня и скромняга, без вредных привычек. Он был кандидатом в мастера спорта по шахматам. Этой высокой чести он был удостоен после победы на чемпионате Московской области.

Уровень его игры просто поражал. Однажды он в ленинской комнате сел играть, повернувшись к кому-то спиной, и диктовал, как ходить. Противник продержался не более двадцати ходов. По чьей-то просьбе Серега провел сеанс одновременной игры и победил четырех соперников очень быстро…

В конце концов мы оказались на пляже и решили пару часов позагорать.

Шура Гончаров и я решили побродить по окрестностям. В тени деревьев стояла беседка, вокруг которой наблюдалось небольшое столпотворение ученых мужей университета. По умным лицам и животикам было видно, что если это не доктора наук, то как минимум кандидаты. В центре беседки стоял стол с шахматной доской и часы. Такая игра – пять минут на партию – называлась «блиц». Соперники клали возле себя по пять рублей и начинали быстро двигать фигуры, щелкая часами.

– Можно посмотреть? – поинтересовались мы.

– А вы случайно не наши студенты?

– Боже упаси, – ответил я, – курсанты Донецкого высшего военно-политического училища.

Профессура предложила:

– Сыграть не хотите? Может, у вас лишние пять рублей есть? По установившейся традиции мы на интерес играем.

– Сразитесь сначала с нашим младшим братом, – сказал Гончаров, – сейчас мы его приведем.

– С удовольствием, – заулыбались «товарищи ученые, доценты с кандидатами».

– Как ты думаешь, – спросил меня Шура, – Серега их победит?

– Думаю, да. Вряд ли среди них кандидаты в мастера спорта имеются.

Вначале Сергей Воропаев начал упираться.

– Я на деньги никогда не играл и не буду. – Но сержант Гончаров объяснил ему очень подробно, что его личное мнение в настоящий момент никого из нас абсолютно не интересует. Мы все очень нуждаемся в деньгах…

– Ну что, – спросил кто-то из университетских, – а можно мы вас за дерзость немножко проучим... Семен Израилевич! – прокричал он сидящему в шезлонге пожилому седому мужчине, – покажите нашим доблестным донецким военным класс игры. Мы думаем, что им одной минуты хватит.

Но вышло совсем по-другому. Где-то на четвертой минуте Семен Израилевич получил мат…

– Странно, – произнес он.

– Вы ошиблись на одиннадцатом ходу, когда оставили слона без защиты, – объяснил ему Воропаев.

– Давайте-ка еще сыграем, – попросил ученый.

– Мы хотели бы на столе новые пять рублей видеть, – напомнил Шура.

– Да, да. Конечно…

Снова мат, но уже на третьей минуте.

– Наверное, я перегрелся на солнце, – сказал Израилевич.

Минут через пятнадцать мы имели в активе сорок рублей и с чувством законной гордости покинули беседку. Играть с Серегой все уже отказывались.

КОНЦЕРТ ВЫСОЦКОГО

– Извини, дружище, – сказал Гончаров, – но эти деньги не твои. Они общие. Мы их все вместе заработали. Ты играл, Володя Бырин остался на пляже форму охранять, а мы с Шелудковым тебе достойную работенку подсуетили…

– Конечно, конечно, – ответил Воропаев.

Выйдя снова на центральную улицу, мы увидели афишу «Концерт Владимира Высоцкого. Дворец культуры «Юность». Начало было примерно через полчаса и, взяв такси, мы успели к дворцу культуры минут за десять до начала концерта.

Билетов в кассах, естественно, не было. Решили подождать на входе каких-нибудь спекулянтов (мы же теперь богатые!). Но, как назло, никого не было.

– Товарищи курсанты, – подошли к нам две женщины-контролерши, – вы кого-то ждете? Ведь концерт скоро начинается…

– Мы ищем перекупщиков, чтобы приобрести у них билеты, – ответил Володя.

– Да вы что такое говорите! Мы вас бесплатно проведем и приставные стулья поставим. Вы курсанты – гордость нашего города. Приходите на любые концерты и не вздумайте билеты покупать!

– Огромное спасибо.

В антракте мы плотно перекусили, а вечером снова на такси убыли в училище. Хорошие впечатления на всю жизнь остались у меня от того увольнения. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Под конец хрущевской оттепели

Под конец хрущевской оттепели

Вячеслав Огрызко

О первой экранизации романа Юрия Бондарева «Тишина»

0
3888
Путин дошел до женщин и молодежи в финале кампании...

Путин дошел до женщин и молодежи в финале кампании...

Иван Родин

Власти произведут с иноагентами окончательный расчет

0
3108
Планы увеличения численности Бундесвера опять оказались на повестке дня

Планы увеличения численности Бундесвера опять оказались на повестке дня

Олег Никифоров

Почему министр обороны ФРГ заговорил о необходимости возвращения воинского призыва

0
4796
Я за родство по душам, не по крови...

Я за родство по душам, не по крови...

Ольга Акакиева

К 80-летию со дня рождения поэтессы Инны Кашежевой

0
4179

Другие новости