Универсальный десантный корабль «Пелелиу» (USS Peleliu, LHA 5) на учениях RIMPAC 2014. Фото со страницы ВМС США в Flickr
В период с 27 июня по 2 августа с.г. у побережья Гавайских островов и Южной Калифорнии командованием ВМС США запланировано проведение 26-х международных военно-морских учений RIMPAC 2018 (Rim of the Pacific Exercise, что можно перевести с английского как "Учения стран Азиатско-Тихоокеанского региона").
Учения RIMPAC проводятся с 1971 года Тихоокеанским флотом ВМС США (в июне-июле четного года). В их организации задействованы Корпус морской пехоты и Береговая охрана США, а также национальная гвардия штата Гавайи. В первый раз 47 лет назад в RIMPAC участвовали корабли четырех стран – США, Канады, Австралии и Великобритании. В 1980 году присоединились Морские силы самообороны Японии, в 1990 году – ВМС Республики Корея. В последующие годы приглашались союзные США государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В этом году Вашингтон таковыми признал 26 стран.
Америка, как обычно, будет представлена наибольшим количеством надводных кораблей, подводных лодок, самолетов и вертолетов, демонстрируя свою мощь и превосходство по сравнению с флотами других стран. В качестве флагмана будет использован десантный корабль-док «Портленд» (USS Portland, LPD-27), способный брать на борт более 800 морских пехотинцев, вооружение и технику. На нем также могут размещаться вертолеты и конвертопланы MV-22 «Оспри». Позже на нем установят еще и боевую лазерную установку. Всего же к международным учениям будет привлечено 47 боевых кораблей, 5 подлодок, более 200 самолетов и 25 тыс. человек.
В качестве главной цели командование ВМС США рассматривает улучшение взаимодействия между флотами стран АТР для обеспечения стабильности в регионе. Но две крупнейшие державы Россия и Китай, играющие важнейшую роль для безопасности и развития всего региона, не приглашаются на эти учения.
Единственный раз в 2012 году Восточный военный округ РФ для участия в маневрах отправил на Гавайи БПК «Адмирал Пантелеев», танкер «Борис Бутома» и океанский спасательный буксир «Фотий Крылов», а к следующим учениям в 2014 году Вашингтон приостановил сотрудничество с Москвой в военной сфере из-за присоединения Крыма и ситуации на Украине.
Китай был представлен на RIMPAC дважды. В 2014 году Центральный военный совет утвердил участие в данном мероприятии ракетного эсминца «Хайкоу», ракетного крейсера «Юеян», судна тылового обеспечения «Цяньдаоху», корабля-госпиталя «Ковчег мира», 2 вертолетов, подразделения войск спецназначения и более 1100 военнослужащих. По масштабу участников Китай уступил лишь хозяевам учений. В 2016 году участниками маневров стали эсминец «Сиань», фрегат «Хэншунь», корабль обеспечения «Гаоюху», плавучий госпиталь «Ковчег мира» и спасательное судно «Чандао». В 2017 году Китай согласился на участие в RIMPAC-2018, но США отозвали приглашение КНР на предстоящие маневры в знак недовольства действиями КНР в Южно-Китайском море и тем, что Пекин искусственно увеличивает количество островов архипелага Спратли, намывая гигантские песочные массы на рифы и мели. На искусственных островах Китай размещает средства радиоэлектронной борьбы с целью создания организованных помех кораблям и самолетам потенциальных противников, распределяет зенитные ракетные и противокорабельные ракетные комплексы. При этом, напомним, государственная принадлежность Спратли оспаривается пятью другими странами региона – Вьетнамом, Малайзией, Филиппинами, Брунеем и Тайванем.
США изменили свое отношение к Китаю, «соперничество великих держав вернулось» говорится в новой Стратегии национальной безопасности США. Главными странами, которые пытаются «пересмотреть» мировой порядок и представляющие, по мнению США, для них угрозу, являются Россия и Китай. А спорные острова, по словам экспертов, не более чем повод для обвинений на фоне продолжающегося противоборства между Америкой и Китаем за лидерство в АТР, которое в недалеком будущем может принять глобальный характер. О том, что КНР не уступит США контроль над Южно-Китайским морем подробно писала «Независимая газета» (см. «КНР не уступит США контроль над Южно-Китайским морем», «НГ» от 04. 06. 2018).
В свою очередь министр обороны США Джеймс Мэттис на азиатском саммите по безопасности «Шангри-Ла Диалог» в Сингапуре сказал, что США продолжат оставаться ведущей силой в регионе и будут вовлечены во все процессы, происходящие в АТР. Вашингтон нацелен на увеличение возможностей в сфере обороны государств-партнеров. Пентагон продолжит политику по улучшению совместимости в «аппаратном и программном обеспечении», способствуя финансированию, продажам вооружения, военной техники и профессиональному военному образованию еще большего количества военнослужащих из стран Индо-Тихоокеанского региона. Министр подчеркнул, что сфера ответственности Америки возрастает в связи с увеличивающейся взаимосвязью Индийского и Тихого океанов. Теперь Тихоокеанское командование будет именоваться Индо-Тихоокеанским и станет «приоритетным театром» для ВС США, а части и соединения этого командования в первоочередном порядке получат самые современные корабли и истребители 5-го поколения.
А у России с Китаем, как считает Джеймс Мэттис, существует природное несовпадение интересов.
Стало уже привычным, что все действия администрации Трампа имеют ровно противоположный результат. Отказ Китаю в участии в RIMPAC подтолкнул его к еще большему сближению с Москвой. Глава РФ Владимир Путин в преддверии поездки в КНР подчеркнул, что Китай и Россия на протяжении столетий являются соседями и имеют глубокие исторические связи и корни.
«Мы, будучи соседями, выстроили в последние десятилетия такие отношения, которые, наверное, на сегодняшний день не имеют даже примера в мире. Это отношения, которые построены, действительно, на учете интересов друг друга», – отметил Владимир Путин.
комментарии(0)