Российский многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 обладает высокими летно-техническими характеристиками и оснащен принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Возможности машины уникальны, но создаваемые в полете перегрузки должны быть адекватны возможностям человеческого организма. Несмотря на то что пилоты новейших истребителей являются профессионалами высочайшего класса с высокой степенью подготовки, вопросы снижения воздействия перегрузок остаются в центре внимания конструкторов и разработчиков.
В частности, как сообщил недавно ТАСС генеральный директор российского научно-производственного предприятия «Звезда» Сергей Поздняков, летчики истребителей пятого поколения получат новый противоперегрузочный костюм, а также другое современное снаряжение.
Противоперегрузочный костюм позволяет увеличить время переносимости перегрузок и исключить во время полета у летчика отток крови от головы, который может привести к потере сознания. Снаряжение позволяет создать необходимое давление на все части тела при выполнении самолетом маневров и фигур высшего пилотажа на сверхзвуковой скорости. В костюм через трубки подается воздух, ткань плотно обжимает тело пилота и предотвращает отток крови от головы. Если этого не делать, возможна мгновенная потеря сознания.
Тренированные пилоты в противоперегрузочных костюмах подвергаются перегрузкам от -3…-2g до +12g, которые обычный человек выдержать не может. Перегрузка в 1g численно равна весу тела в поле тяжести Земли в состоянии покоя или равномерного движения, это наше ежедневное ощущение своего веса. Соответственно 3g – сила, действующая на человека, втрое больше его собственного веса. Перегрузка в направлении голова–ноги допустима не более 3g, в направлении спина–грудь – не более 10g, да и то лишь кратковременно. При положительной перегрузке в направлении голова–ноги пилот вдавливается в кресло, кровь уходит от головы в ноги, а при отрицательной – наоборот, увеличивается приток крови к голове. При 0g испытывается состояние невесомости.
Наиболее благоприятное положение – лежа на спине, лицом к направлению ускорения движения, но возможность снижения действия перегрузок за счет положения лежа, как делают космонавты, ограничена конструктивным решением кабины истребителя, которая не предусмотрена для такого размещения летчика. Рассматривалась версия использования кресла с отклоняемой спинкой, но в полулежачей позе теряется ощущение так называемой полусферы, уменьшается обзор, человек не видит, где находится.
Основной способ парирования действия перегрузки – обжатие тела с помощью специального костюма, в котором имеются камеры, куда подается воздух под давлением. Чем большая поверхность тела обжимается, тем выше вероятность, что не будет оттока крови от головы. В основном сдавливаются ноги, но при этом коленки и подколенные области открыты. Полноразмерный костюм нового поколения ППК-7 выполнен в виде комбинезона, компенсирует руки и большую часть тела. Введено упреждающее срабатывание противоперегрузочной защиты по сигналу от бортовой ЭВМ, которое прогнозирует предстоящую перегрузку. Костюм обеспечивает повышение переносимости пилотажных перегрузок. Испытания показали, что требования по переносимости перегрузок выполняются. ППК-7 позволяет летчику во время пилотажа выдержать перегрузку в 9g до 40 секунд. Недостатком нового костюма являлось то, что испытателям было излишне жарко из-за плотной термостойкой ткани, и предприятию пришлось искать пути решения проблемы – была сделана перфорация для дополнительной вентиляции. Масса костюма максимального размера – не более 3 кг.
Для пилотов новейших истребителей предусмотрены также новые шлемы, кислородные маски, системы кислородного питания. Это опытные изделия, но они уже на стадии летной оценки.
комментарии(0)