инейка беспилотных летательных аппаратов разного класса от компании MILKOR (ЮАР). Фото автора
Во второй декаде сентября в Претории, столице Южно-Африканской республики (ЮАР), состоялась очередная выставка вооружений и военной техники Africa Aerospace and Defence (AAD) 2018. Для данной выставки, равно как и для многих других международных мероприятий авиационной и оружейной тематики, характерен тренд на увеличение доли представляемых беспилотных систем различного типа и класса. При этом все более высокую активность в данном сегменте проявляют местные компании, ранее специализировавшиеся в других сферах разработки и производства вооружений и военной техники.
В этой связи, пожалуй, наибольший интерес вызывает известная оружейная компания MILKOR, которая недавно расширила сферу своей деятельности, добавив в нее беспилотные авиационные системы. В частности, на выставке AAD 2018 она впервые продемонстрировала линейку из трех перспективных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) самолетного типа, среди которых, в частности, БЛА тактического класса MA 380 и MA-80, а также БЛА мини-класса MA 18.
Флагман семейства – MA 380, который выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низко расположенным крылом размахом 12 м и Т-образным хвостовым оперением. В хвостовой части располагается двигатель внутреннего сгорания, вращающий толкающий винт. В качестве топлива, максимальный объем которого может достигать 130 л, компанией указываются 110 LL Avgas, 93 UL Mogas и Jet A1. Максимальная взлетная масса беспилотника составляет 380 кг.
По сообщениям представителей компании-разработчика, максимальная продолжительность полета составляет 20 часов. БЛА может выполнять полеты на скоростях до 220 км/ч (крейсерская – 150 км/ч) на высотах до порядка 5500 м (крейсерская – около 4200 м).
Существующий канал связи, как сообщается, обеспечивает радиус действия в 250 км. При этом разработчики предполагают в перспективе расширить радиус применения БЛА за счет добавления спутникового калана связи.
БЛА может нести на борту до 80 кг полезной нагрузки. В качестве таковой на представленном БЛА была показана многоканальная оптикоэлектронная система наблюдения Argos компании Hensoldt диаметром 450 мм на гиростабилизированной платформе. В перспективе также предполагается оснащение беспилотника РЛС с синтезированной апертурой, аппаратурой радиоэлектронной разведки и прочими сенсорами. Кроме того, две подкрыльевые точки подвески могут использоваться для размещения оружия.
Носимая станция управления БЛА. Фото автора |
Взлет и посадку беспилотный аппарат выполняет по-самолетному с взлетно-посадочных полос аэродромов. Для этого он оснащен трехстоечным убираемым в полете шасси. При этом, как отмечается, различные этапы полета, включая взлет и посадку, могут выполняться в полностью автоматическом режиме.
Наземная станция управления беспилотника типа MA 380 размещается в транспортном контейнере. Ее фрагмент с рабочими местами оператора БЛА и полезной нагрузки был также представлен на выставке. С ее помощью могут быть выполнены планирование миссии и моделирование полета, а также управление беспилотником и сенсорами.
Второй из показанных компанией MILKOR беспилотников – MA-80 – также относится к тактическому классу, однако значительно легче первого. Аппарат имеет аналогичный старшей модели планер, уменьшенный в масштабе. По словам представителей компании-разработчика, эта модель разрабатывалась первой и на ней были отработаны многие необходимые технические решения, которые впоследствии были использованы при создании более тяжелого аппарата.
Размах крыла беспилотника – 6 метров, взлетная масса может достигать 80 кг. БЛА способен находиться в воздухе более 24 часов при полной заправке в 20 литров. В качестве горючего разработчики заявляют то же топливо, что и для большего БЛА.
Максимальная высота полета БЛА – 4800 м, крейсерская – 3000 м. Полет в крейсерском режиме проходит на скорости порядка 120 км/ч. При этом максимальная скорость беспилотника может достигать 160 км/ч.
Радиус действия MA 80 такой же, как у старшей модели, но, по словам представителей компании, он может быть расширен за счет добавления в состав системы дополнительных станций управления по маршруту полета, или ретрансляторов наземного или воздушного базирования.
На БЛА может быть размещена полезная нагрузка массой до 15 кг. В качестве примера, выставленный БЛА нес оптикоэлектронную систему наблюдения на гиростабилизированной платформе диаметром 225 мм. Однако разработчики также упоминают о возможности установки РЛС с синтезированной апертурой.
Взлет и посадка у беспилотника, как и у флагманской модели, в семействе выполняется по-самолетному на 3-стоечное шасси. Правда, в данном случае, шасси – не убираемое.
Наземная станция управления БЛА типа MA 80, в отличие от старшей модели, сделана портативной – для большей мобильности. Следует упомянуть и о более высокой автоматизации, включая возможность выполнения взлета и посадки в автоматическом режиме.
Замыкает линейку представленных компанией MILKOR беспилотников аппарат мини-класса MA 18. Это носимая система для подразделений низшего звена. Сам БЛА представляет собой достаточно типичный для своего класса аппарат с высоко расположенным крылом и толкающим винтом, вращаемым электродвигателем. Запуск БЛА выполняется броском руки, посадка – на парашюте. Для управления беспилотником используется мобильный комплекс управления.
Наземная станция управления БЛА. Фото автора |
Компания MILKOR еще не готова к поставкам всех представленных БЛА. Однако, по заявлениям представителей компании, в настоящее время ведутся интенсивные летные испытания систем и, как предполагается, они будут завершены в течение нескольких месяцев.
Любопытно, что MILKOR предложила свои решения в области беспилотников в тех нишах, где существует немало систем, в том числе, и созданных в самой ЮАР. Так, выводимый компанией на рынок БЛА типа MA 380, очевидно, будет соперничать с БЛА типа Seeker 400 разработки местной компании Denel. Принимая во внимание существенный опыт в области создания систем БЛА, который имеет последняя, а также факт уже имеющихся поставок, конкурировать будет не просто. На внешних же рынках в данном классе БЛА со своими системами Searcher и Hermes 450 доминирует такой сложный соперник, как Израиль.
Второй БЛА – MA 80 – находится ровно в той же категории, что и дебютировавшая на выставке AAD беспилотная система ASTUS, созданная другой местной компанией Tellumat. Очевидно, что на внутреннем рынке им будет тесно. Да и в целом в мире данный класс достаточно широко представлен, причем часто продукцией местных компаний в тех или иных странах.
Третий БЛА в семействе относится к той категории БЛА, которая, пожалуй, наиболее широко распространена в мире, что само по себе делает задачу продвижения собственной продукции в данной нише более чем сложной.
Определенные преимущества для борьбы за покупателя компании MILKOR может обеспечить то, что компания предлагает сразу целую линейку БЛА, позволяющую потенциальным заказчикам «закрыть» необходимые задачи продукцией одного заказчика, что в некоторых случаях является оптимальным решением.
Кроме того, выбор иностранных заказчиков в пользу продукции южноафриканской компании может быть сделан в случае, если они будут проводить более гибкую, а самое главное – более независимую маркетинговую политику, чем, скажем, Израиль, часто оглядывающийся в данных вопросах на США.
комментарии(0)