Высокоточные планирующие бомбы ПБК‑500У, получившие название «Дрель», до конца года, как планировалось ранее, не пройдут государственные испытания. Проверку, вероятно, не удастся завершить в 2019 году, сообщил Интерфаксу Владимир Лепин, глава концерна «Техмаш», входящего в госкорпорацию «Ростех».
«Дрель» – авиационная бомба, разработку которой в России возобновили в 2015 году и назвали «русским ответом» на американские JDAM и JSOW. JDAM (Joint Direct Attack Munition) – это комплект оборудования, преобразующий существующие свободнопадающие, так называемые «тупые» бомбы (dumb bombs), во всепогодные корректируемые «умные» (smart) боеприпасы. Первый комплект этого оборудования был выпущен в 1997 году фирмой «Боинг». Тактическая планирующая управляемая авиационная бомба AGM‑154 JSOW (Joint Standoff Weapon), предназначенная для поражения широкого спектра стационарных и подвижных целей за пределами зон ПВО (принцип «пустил – забыл»), разработана подразделением Defense Systems & Electronics американской компании Texas Instruments.
Работы по созданию ПБК‑500У, ведущиеся уже почти в течение 20 лет, несколько раз приостанавливались в связи с внедрением отечественной навигационной системы, по сигналам которой ориентируется снаряд. Но в конце 2018 года НПО «Базальт», входящее в «Техмаш», объявило о готовности к серийному производству этой бомбы после завершения государственных испытаний.
«Дрель» может применяться для уничтожения различных наземных целей, включая бронетехнику, РЛС ПВО, пункты управления и укрепленные инженерные сооружения. Эти бомбы могут устанавливаться на стоящие на вооружении стратегические бомбардировщики Ту‑22, Ту‑160 и Ту‑95МС, а также на самолеты тактической авиации Су‑25СМ, Су‑24, Су‑35, Су‑34 и Су‑30СМ. Однако создавалась она в основном для вооружения перспективного истребителя пятого поколения Су‑57. «Дрель» обладает способностью планировать на расстоянии более 30 км, и боевые самолеты могут запускать снаряд, не заходя в зону поражения ПВО. Существует возможность сбрасывать его заранее, а не непосредственно над целью («выпустил – забыл»). При производстве «Дрели» использовались технологии малозаметности, что делает ее практически невидимой для радаров. Отсутствие в этой бомбе двигателя и других источников теплового излучения обеспечивает ее незаметность в инфракрасном диапазоне. Отделившись от самолета, она выходит на заданную точку по сигналу ГЛОНАСС, планирование происходит при помощи выдвигающихся крыльев. А на высоте 250 м ПБК‑500У разделяется на 15 самонаводящихся боеприпасов массой 15 кг каждый, являющихся самостоятельными бомбами, которые могут получать координаты конкретных целей. Пилот может вводить их в головку самонаведения непосредственно перед сбросом или во время полета. Отделившись от основной бомбы, они спускаются, получая целеуказания от радарных и инфракрасных сенсоров. Система ГЛОНАСС используется при позиционировании и ориентировании в пространстве, а в случае подавления спутникового сигнала могут использоваться другие способы наведения. «Дрель» будет снабжаться системой распознавания «свой–чужой» и точно выбирать цель поражения. Внешне она мало отличается от других авиационных бомб, но ее преимуществом наряду с высокими характеристиками бомбовой кассеты является невысокая стоимость.
Эксперты считают, что для локальных противостояний и контртеррористических операций это идеальное оружие, дешевое и мощное. Как сообщают СМИ, по утверждениям разработчиков, «Дрель» не имеет мировых аналогов. Несмотря на перенос сроков государственных испытаний в связи, по словам руководства «Техмаша», с плохими погодными условиями, ранее намеченные планы по принятию нового боезаряда на вооружение после проведения госиспытаний будут выполнены.
комментарии(0)