0
4564
Газета Вера и люди Интернет-версия

18.02.2020 16:47:00

Как не потерять совесть в поисках Бога

Новейшие сериалы с религиозной фабулой поднимают извечные вопросы в мире постмодерна

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед.

Тэги: сериал, мессия, викинги, нетфликс, в лучшем мире


сериал, мессия, викинги, нетфликс, в лучшем мире Он мессия только для тех, кто верит в него. Кадр из телесериала «Мессия»

В наступившем году продолжилось мощное вторжение условно религиозной тематики в телевизионную индустрию. Самым значительным проектом начала года, выложенным в Сеть аккурат между празднованиями Рождества по старому и новому стилям, стал американский сериал «Мессия».

Основа сюжета такова. В стонущей от зверств террористов Сирии являет себя юноша, после долгой и громкой проповеди которого будто бы его силой войска агрессора отступают, и он ведет за собой несколько тысяч восторженных почитателей в пустыню. В пустыню и… к вратам Земли обетованной, к границе Израиля. Войти, впрочем, удается лишь ему, а затем после кратковременного пребывания в израильском застенке он оказывается – где? Правильно, в новом Израиле, в Америке, являясь буквально посреди… или с самим ураганом.

И каков же он, Мессия XXI века? Увы, народ ждет его ради не очень масштабных деяний: самолюбие потешить, в топ Instagram выйти, в лучшем случае – спасти больного ребенка и прекратить войну. Обычные человеческие желания. Ну и чуда, сказки всем хочется в этом безумно скучном, мерзком, испорченном мире… Чудеса будут, но дозированно: воскрешение убиенного, хождение по воде. Плюс постоянный психоаналитическо-мистический лайфхак для своих антагонистов.

Проповедь «Мессии» – очевидный «языческий», «гностический» и еретический подрыв заскорузлого церковного креационизма: «Господь действует через всех нас», «Я здесь, потому что я всегда здесь был, как и ты». Хозяевам же мира он, как и Христос две тысячи лет назад, портит все дела. Посему – самолет–Израиль–ракета. К финалу первого сезона замысел создателей прочитывается как «по вере вашей и будет вам», он мессия для тех, кто верит в него. Но и «не мир пришел я принести, но меч». В общем, надеемся если не на мессию, то хоть на продолжение «геополитического триллера».

Заключительный, шестой, сезон эпических «Викингов» (Канада–Ирландия) особенно интересен для русского зрителя, ведь там сам Вещий Олег в исполнении модного и востребованного российского актера Данилы Козловского отправляется «воевать» грозных норманнов. Козловский поддерживает и свое привычное амплуа фэнтезийного героя – как и в полуфэнтезийном российском «Викинге» (2016), где он сыграл «скрепнославного» князя Владимира – крестителя Руси. В последнем сезоне эпика о легендарных скандинавских берсерках его Олег отнюдь не мудрый (потому и Вещий) ревнитель языческой веры. Он решил не отмстить «неразумным хазарам», как можно было ожидать, но «вернуть» себе землю предков-норманнов, для чего и отправляется с огромной армией в поход на Норвегию. Православное же, по фильму, вероисповедание Олега не мешает ему быть хитрым и вероломным братоубийцей и интриганом, что соответствует отталкивающему образу христиан в сериале. Вообще религиозные искания и взаимоотношения, по сути, последних язычников Европы и адептов нового Бога – отдельная, большая и интересная тема ленты, пусть и плод в большинстве своем фантазии ее создателей.

Лицемерные, алчные и погрязшие во всех возможных пороках «служители Бога» в современном воплощении показаны в «Праведных Джемстоунах». Настоящие, стопроцентные американцы, более того, тот самый WASP, белые англосаксонских кровей протестанты, Джемстоуны вроде бы карикатурные персонажи: владельцы самолетов «Отец», «Сын» и «Святой Дух», роскошных особняков и организаторы стадионных крещений тысяч людей, эдакое китч-христианство. Прекрасная, пусть и доведенная до сатирической крайности иллюстрация протестантско-американского идеала: Бог любит и благословляет богатых и успешных. Фамилия протагонистов также говорящая. «Джеймстаун» – название первого английского поселения в Северной Америке. «Раньше вы могли купить здесь стильные джинсы, теперь вы можете купить Иисуса, вы можете его отложить, аминь!» – эта «шутка» жены пресвитера – не только исчерпывающий слоган всего сериала, но также и характеристика христианства XXI века.

Но картина столь же и трагична, как и комична. Она показывает, до каких глубин нравственного падения может низойти человек, действующий от имени Бога, оправдывающий – вероятно, и перед самим собой в первую очередь – себя и свои деяния именем Бога. Обманывающий свою паству от имени и именем Бога. Особенно в сложных ситуациях, когда его шантажируют компроматом с вечеринок, и не какие-нибудь алчно пожираемые «божественной» корпорацией мелкие церкви, а ближайший родственник-отщепенец.

В трагикомичных «Джемстоунах» в который раз поднимаются всегда актуальные для верующего человека вопросы. Верность духу – или букве, Богу – или себе, жизнь для себя и своих близких – или для других, «чужих». И возможно, самый главный вопрос: как, служа Богу, не потерять по дороге своих родных и близких, уважение окружающих и собственную совесть.

«Агнцы Божьи» (Австралия) впечатляют зрителя с самых первых кадров невиданной красоты видами островной Океании, где разворачивается действо. Три монахини из вымышленного ордена святой Агнессы молятся Богу в уединенном монастыре на изолированном острове. Только они, Бог и овцы – пока вовсе не манной небесной к ним не является ревизор. И вовсе не с пастырским визитом, а с целью оценить по достоинству движимое и не очень имущество – собственность Католической церкви – для дальнейшего коммерческого использования, о чем неразумно и прямо сообщает отшельницам. После его немедленного превращения из гостя в узника можно наблюдать возникновение и развитие пресловутого стокгольмского синдрома. Узника ищут сестра и начальство, а он тем временем погружается в фантасмагорическую реальность отшельниц, проникается к ним истинной симпатией и, будучи освобожденным, не обвиняет их: дескать, никто его не похищал, сам потерялся.

«Агнцы» – замечательная иллюстрация того, кто и что водится как в отдаленных обителях, так и в закоулках подсознания. Того, скольким и чем можно пожертвовать ради сохранения своего маленького, но такого драгоценного мира – созданного тобою самим. И еще того, насколько человек может измениться, а то и переродиться заново, столкнувшись с совершенно иной, неожиданной реальностью.

Хотя жизнь миллениала Рами («Рами», США), его семьи и друзей разворачивается на религиозном фоне, этот сериал показывает в первую очередь экзистенциальную драму выбора, а во вторую – проблему адаптации иммигранта в чужой среде. Задача осложняется как раз религией предков. В египтянине (и палестинце родом) Рами до недавних пор неплохо уживались исламские традиции и стиль жизни современного американца, но вдруг неожиданно заговорили гены многих поколений набожных предков. Или просто настало время повзрослеть, осознать себя и определиться, кто ты.

Знаково, что несчастный герой от серии к серии мучается и страдает в основном на сексуальной почве: то откажет в близости другой такой же, как он, «ассимилянтке», то переспит «в благодарность» с замужней женщиной-мусульманкой! То и вовсе спутается с еврейкой. Не лучше дела и у его родственников: сестра, решившаяся наконец потерять девственность, оскорблена в лучших чувствах несостоявшимся партнером, увидевшим в ней лишь экзотическую штучку. А уставшая от внутрисемейного одиночества мать, давно не имевшая близости со своим охладевшим супругом, собирается броситься в объятья буквально первого встречного, высказавшего симпатию и интерес.

Четвертый сезон сериала «В лучшем мире» (США) в легком ироническом стиле и на панорамном фоне разнообразных человеческих натур, характеров, слабостей и достоинств продвигает весьма популярные ныне идеи. В современной массовой «духовности», собственно в нью-эйдже – неоспиритуализме, как и в стремящихся успеть за временем реформаторах традиционных религиозных институтов, критически пересматриваются традиционные представления о судьбе человека. Тяжесть смертного греха, неотвратимость наказания, вечные адские муки и даже непогрешимость ангелов, равно как и устройство всей системы посмертного наказания, – все эти штампы сатирично, но беззлобно обыгрываются в сериале. И потому идеальная гламурная героиня по имени Кахани в критический момент симпатизирует греховоднице Элеанор, а старомодному «ангелу» Майклу не чуждо ничто человеческое – ни сериал «Друзья», ни крекеры, ни эмпатия и понимание.

Мини-сериал «Благие знамения» (Великобритания–США) – экранизация одноименного романа недавно умершего писателя Терри Пратчетта и автора «Американских богов», сценариста, режиссера и продюсера Нила Геймана.

Хотя основная сюжетная линия и не слишком оригинальна – история человечества через призму Библии, грядущее пришествие Антихриста, четыре всадника Апокалипсиса и конец света, – в экранизации Геймана есть несколько плюсов. Адаптация великолепно балансирует на грани отменного английского юмора Пратчетта и едкой американской иронии Геймана, не скатываясь ни в одну из крайностей. По ходу развития действа все наивные христианские суеверия – грехопадение Адама и Ева, изгнание из рая, ангелы и демоны, а также некоторые важные события человеческой истории изображены сквозь призму вовсе не противостояния «добра» и «зла», как многие еще наивно верят, а взаимодействия, даже дружбы ангела и демона. Но «морали» фильма кто-то обрадуется, а кто-то и огорчится. С одной стороны, создатели деконструируют наивные суеверия и предрассудки, которыми веками жили простые христиане, и показывает важность и ценность личностных отношений, той же дружбы. А если посмотреть иначе – то вся иная, не- и сверхчеловеческая реальность подвергается не столько переосмыслению, сколько критической девальвации и низведению на уровень «человеческого, слишком человеческого». И «добрый» Азирафэль, и «злой» Кроули предотвращают Апокалипсис, возможно, из любви вовсе не к роду человеческому, но лишь к хорошему вину, музыке, машинам да своей многотысячелетней дружбе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Комедия и триллер по-прежнему рулят

Комедия и триллер по-прежнему рулят

Вера Цветкова

Сергей Минаев: "Мы постарались написать историю самых сильных человеческих страстей – любви и власти"

0
4273
Очередной завидный холостяк в поиске, "Цирк!" с животными и "Волшебный участок" с нечистью

Очередной завидный холостяк в поиске, "Цирк!" с животными и "Волшебный участок" с нечистью

Вера Цветкова

О ближайших телепремьерах: что-то новое, а что-то хорошо забытое старое

0
6123
Фестиваль Original+: два состава жюри, новый Деточкин и танец с Белкой

Фестиваль Original+: два состава жюри, новый Деточкин и танец с Белкой

Вера Цветкова

Представленные жанры включали ироничную комедию, психологический триллер и комедийный секспросвет

0
6747
Стал ли Бондом советский разведчик Нечаев

Стал ли Бондом советский разведчик Нечаев

Олег Никифоров

В кинотеатре "Октябрь" состоялась презентация шпионского триллера "ГДР"

0
21520

Другие новости