ОТГРЕМЕЛИ выборные баталии, улеглись страсти. Жизнь вернулась в обычное русло, грузом повседневных забот превращая избирателей в население. Выполнив свой гражданский долг, люди готовятся к встрече столь опасного для компьютеров 2000 года. Лишь политологи лихорадочно уточняют расклад сил в новой Думе да в Кремле скрупулезно подсчитывают своих и чужих среди нынешних депутатов, выясняя степень оппозиционности или лояльности к себе нового состава нижней палаты Федерального собрания.
Второе после КПРФ место, завоеванное "Медведем", которое по совместительству еще и "Единство", удивляет. Фактически вся программа движения сводилась к одному: безоговорочной поддержке Владимира Путина. Возможно, высокий рейтинг премьер-министра, подобно волшебной палочке, преобразил в умах людей спешно созданную общественную структуру, придав ей некоторую респектабельность.
Прохождение в Думу "Союза правых сил" после неуспеха 1995 года является несомненной победой. Правым удалось преодолеть длительные разногласия, умерить амбиции и создать достаточно широкий блок, вобравший в себя основные демократические партии и движения. То, что "Союз правых сил" обогнал сверх всякой меры засидевшееся в засаде "ЯБЛОКО", - дважды победа. Похоже, россияне и впрямь начинают ценить дела выше слов.
Удержалась среди думских сидельцев и ЛДПР, исправно служившая в последние годы Кремлю и нашенскому Белому дому. Владимир Вольфович и впредь будет развлекать нас экстравагантными выходками, не забывая при этом о главном своем деле.
Поддержка Владимиру Путину и Кремлю в новой Думе будет, хотя и не абсолютная, но достаточно весомая. Премьер-министру есть на кого опереться в осуществлении своей политики, прежде всего экономической. Вопрос в другом: что намерен делать сам Путин? Каким шагам станет просить поддержки?
Победное шествие российских войск в Чечне рождает надежду, что активная фаза действий на Северном Кавказе скоро завершится, но и ставит вопрос: что дальше? Одним наведением конституционного порядка в мятежном регионе общую ситуацию в России не изменишь. Это прекрасно понимает и сам премьер-министр. Не случайно он еще осенью начал делать заявления по экономическим проблемам, весьма общие, но знаковые, как, например, слова о том, что передела собственности не будет.
Как поведет себя Путин в 2000-м году, опираясь на поддержку лояльных фракций в Думе? Владимир Владимирович - не специалист в экономике, а "силовое" прошлое диктует соответствующие варианты решения не только политических, но и экономических проблем. Велик соблазн, используя административные рычаги, навести наконец порядок в стране и дать толчок зачахшей российской экономике. И тут Путин, и вместе с ним Россия, могут попасть в ловушку. Весьма легко на путях государственного регулирования экономики скатиться за грань рыночных подходов.
Роль государства в экономике - тот оселок, на котором проверяется приверженность реальным реформам. Правые, отстаивающие либеральные подходы, не отрицают, что экономику следует регулировать. Не планировать, как было при административно-командной социалистической экономике, не указывать предприятиям, что и как им делать, а регулировать с помощью экономических рычагов. Видный немецкий экономист Вильгельм Репке нашел весьма удачное сравнение: "Государство - это как футбольный судья. Он не играет сам, но он следит за соблюдением правил игры".
Наше государство было и остается игроком, причем не рядовым, а особым, который и правила сам себе устанавливает, и играет почти за всю команду. (Причем нередко правила меняются прямо по ходу игры.) Все это - проявление административно-командной идеологии, которую проповедуют не только коммунисты, но и центристы вроде Лужкова, Примакова и иже с ними. Идеологии, ставящей государство выше человека, неминуемо ведущей к авторитаризму.
Рыночный подход предполагает не стремление государства постоянно спасать граждан, быть вечным благодетелем, кормильцем, а создание условий для проявления инициативы граждан, по сути, опору на частную инициативу практически во всех отраслях производства. Так действует экономика в процветающих странах.
Сможет ли Путин преодолеть тот стереотип мышления, который диктует ему опыт работы в силовых структурах? Это зависит не только от гибкости его мышления, но и от того, каких советников, экспертов привлечет он, на какие политические силы будет опираться.
Разумеется, прежде всего на "Единство", которое создавалось под Путина и будет верно служить ему. Но в движении чересчур много случайных людей, поскольку создавалось оно в большей спешке. Да и четкой идеологической основы "Единство" не имеет. Оно "рыхлое", аморфное. Сергей Шойгу даже подчеркивал, что не идеология, а реальные дела важны для членов блока. Но дела подразумевают некоторый подход к проблемам. Иначе уделом станет плавание без ветрил и мореходной карты. Так что без идеологии Путину не обойтись.
Интеллектуальной опорой премьер-министра, а во многом и Кремля, может быть только "Союз правых сил" - стоящая на четких идеологических позициях демократическая коалиция и одноименная фракция, наиболее профессионально подготовленная из тех, которые представлены в нынешней Думе. Будет ошибкой, если этот потенциал останется невостребованным, если успех правых на минувших выборах большей частью окажется нереализованным.