0
915
Газета Политика Интернет-версия

13.09.2006 00:00:00

От тюрем – к базам

Константин Косачев

Об авторе: Константин Иосифович Косачев - глава комитета Госдумы по международным делам.

Тэги: польша, нато, про


Планы размещения американских систем ПРО в Центральной и Восточной Европе отнюдь не новы. Собственно, как только США в декабре 2001 года объявили о выходе из Договора по ПРО, так эта тема с различной интенсивностью вновь и вновь попадает на страницы печати – возможно, в том числе для подготовки общественного мнения. Ибо, как показала реакция восточноевропейцев, пока таковое складывается отнюдь не в пользу присутствия ПРО.

Польская «Речь Посполита» в ходе заказанного ею опроса в начале августа убедилась в том, что почти две трети (63%) поляков против размещения американской военной базы ПРО и лишь 23% поддержали эти планы. В Чехии газета «Млада фронта днес» опубликовала результаты такого же опроса, и там против размещения ракетной базы выступило еще больше – 83% респондентов.

Разумеется, мотивы у противников ПРО различные, но тем не менее они достаточно очевидны: одним претит любое иностранное военное присутствие в принципе (этим в свое время «перекормил» СССР). Других волнуют возможные последствия размещения: если речь действительно идет о защите от атак террористов или проблемных стран, как в этом заверяет Пентагон, то система ПРО становится сама по себе мишенью для боевиков, при этом никакой реальной защиты от них не предоставляя. Если же она направлена больше против российских и китайских ракет, то получается, что территорию стран ЦВЕ планируют сделать ареной будущего ядерного конфликта, а это еще меньше радует местное население.

Можно вспомнить, что похожие претензии насчет перспектив превращения Европы в театр военных действий они в свое время предъявляли Советскому Союзу. История повторяется, и, как часто бывает, скорее в виде фарса. Во всяком случае, ситуация довольно пикантная, ведь в данном случае мы имеем дело с сугубо добровольным союзничеством с США и весьма желанным членством в НАТО. Однако приходится учитывать и мнение населения, которое нередко идет вразрез с обещаниями политиков.

Впрочем, что касается НАТО, то здесь нюансов еще больше: ведь речь-то идет отнюдь не о натовской, а о сугубо американской программе, которую приветствуют далеко не все в альянсе, в том числе ведущие европейские державы. Кроме того, после скандальной истории с секретными тюрьмами ЦРУ в некоторых странах ЦВЕ общественность стала особенно чувствительной к возникновению у себя неких зон, свободных от любого контроля, национальной юрисдикции и подсудности, от взора СМИ и иных институтов демократии.

Между тем давление США на тех, кого они считают в Европе «роднее НАТО», в последнее время усиливается. В этом году американские инспектора уже побывали в Польше и Чехии и с согласия властей присмотрели подходящие объекты для размещения систем ПРО. Спешка диктуется тем, что в течение сентября место должно быть подобрано окончательно, чтобы расходы на ее создание (на первом этапе – 56 млн. долларов, а всего до 1,6 млрд. долларов) могли быть внесены Пентагоном в Конгресс США для утверждения в очередном госбюджете.

Разумеется, Россия в данной ситуации не может делать вид, что происходящее ее не касается и она полностью удовлетворена легендой о террористах и странах-изгоях, с которыми так удобно бороться именно из Чехии и Польши. Тот факт, что американские противоракеты в ЦВЕ могут представлять собой угрозу нашим баллистическим ракетам на самой уязвимой фазе – на старте, – для российских экспертов очевиден. Наша сторона неоднократно предупреждала, что асимметричный ответ, безусловно, будет найден, однако уровень военного противостояния в Европе, вне всякого сомнения, вновь повысится.

На фоне отказа НАТО ликвидировать «серые зоны» в Европе и столь же явного желания сохранить за собой опцию на размещение вооружений и баз в странах Балтии все эти тенденции вызывают серьезное опасение. Не обретая дополнительных гарантий безопасности, страны ЦВЕ, разместив у себя системы ПРО, по сути, становятся еще больше привязанными к своему заокеанскому партнеру, причем минуя коллегиальные механизмы НАТО. То, что это больше в политическом (пока), чем в военном отношении выгодно Вашингтону, сомнений не вызывает. Но насколько это нужно самим восточноевропейцам – вопрос, который общественность до сей поры решала отрицательно, несмотря на немалые материальные выгоды от американского военного присутствия.

В ближайшее время тема ПРО возникнет вновь, и хотелось бы надеяться, что она будет решаться не келейно, за спиной общественного мнения, равно как без учета позиции России.

В том, что с нашей стороны будут предприняты определенные политические и дипломатические шаги, можно не сомневаться – мы с некоторых пор стали также щепетильны в вопросах, затрагивающих наши интересы. Обострять отношения с Россией (и, кстати, Китаем, которого это тоже касается) в тот самый период, когда США активно ищут взаимопонимания в выработке позиции по иранской ядерной программе и некоторым иным горячим международным темам, по меньшей мере недальновидно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1824
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4420
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2413
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2758

Другие новости