Правящий тандем Медведев–Путин доказал свою устойчивость в тяжелейших условиях «экономического бездорожья». Вопреки мрачным прогнозам некоторых политологов президент и премьер успешно разделили тяжкий груз государственного управления, добившись редкого в таких случаях синергетического эффекта. Тем не менее как любая политическая коалиция, союз двух сильных политиков имеет временные рамки. Правда, развал таких политических конструкций никогда не бывает внезапным. История учит, что катаклизм подобного масштаба обязательно заявит о себе целым рядом событий-предвестников. Наши эксперты определили наиболее вероятные из них.
Как ехидно заметил в начале прошлого века Уинстон Черчилль, российская политика подобна схватке бульдогов под ковром. Наблюдение за перипетиями этой вечной битвы прокормило не одно поколение кремлинологов. Опыт политических прогнозов имеют и российские политологи. А потому фактор внезапности в политике сегодня сведен к минимуму. Определить начало кризиса в отношениях двух политических деятелей будет нетрудно: открытому разладу будет предшествовать несколько знаковых событий.
Смотрите, кто ушел
Политик силен своей командой. Поэтому первым и самым важным признаком близкого распада правящей коалиции станет последовательное ослабление того или иного лагеря. К примеру, о ссоре в верхах свидетельствовала бы отставка министра финансов Алексея Кудрина, который по праву считается человеком Путина, причем степень доверия к нему со стороны главы правительства практически безгранична. В свою очередь, таким же явным сигналом стало бы увольнение министра юстиции России Александра Коновалова, знакомого с президентом Медведевым еще по юрфаку Ленинградского университета.
Знаковые перестановки в случае обострения противоречий между президентом и премьер-министром неизбежно затронут и региональный уровень российской вертикали власти. Речь идет прежде всего о губернаторском корпусе. Возможности для решения кадровых вопросов у потенциальных противников примерно равны: президентским полномочиям Медведева Путин может противопоставить административную мощь «Единой России». Раздрай в отношениях двух первых лиц государства может стоить кресла как путинским выдвиженцам в лице Александра Ткачева и Александра Карлина, так и представителям медведевского призыва Никите Белых и Борису Эбзееву.
Впрочем, в случае реализации этого сценария общественность наверняка столкнется с многочисленными ложными тревогами. Знаковыми можно считать далеко не все отставки. Так, прогнозируемый некоторыми политологами уход региональных лидеров ельцинского набора, включая таких политических тяжеловесов, как президент Татарстана Минтимер Шаймиев и мэр Москвы Юрий Лужков, будет свидетельствовать скорее об усилении тандема. Это же касается и возможных поворотов карьеры Эдуарда Росселя и Владимира Чуба.
Балансировка приводов власти
Как отмечают наши эксперты, начавшийся процесс пересмотра былых договоренностей и перераспределения властных полномочий в рамках тандема заявит о себе перенастройкой приводов управления политической системой. Понятно, что перспектива распада коалиции вынудит ее участников усилить влияние в ключевых институтах государственной власти. Прежде всего самым серьезным признаком разрыва политического союза станет разделение постов спикера Государственной Думы и руководителя фракции «Единая Россия», которые сейчас успешно совмещает Борис Грызлов. При этом по инициативе премьера кресло главы фракции должен занять человек, имеющий статус его особо доверенного лица. Наиболее вероятных кандидатов на этот пост можно назвать уже сегодня – это Вячеслав Володин и Юрий Трутнев.
Опираясь на самую многочисленную фракцию Государственной Думы, ее руководитель сможет фактически определять всю политику нижней палаты парламента. Роль официального представителя президента в Госдуме при этом сведется к сугубо дипломатическим функциям. Другим станет и уровень влияния администрации президента на процесс подготовки и прохождения законодательных актов. Кроме того, об изменении баланса сил будут свидетельствовать любые перемены в порядке функционирования Совета Федерации. К примеру, показательным шагом станет внесение изменений в регламент верхней палаты парламента, разрешающих формирование политических фракций. Учитывая, что из 166 сенаторов 111 состоят в «Единой России», революционное нововведение, которому Совет Федерации противился все 16 лет существования, позволит фактически подчинить его партии власти. Не менее тревожным признаком распада тандема могут стать меры по усилению аппарата российского правительства. Повышение его политического влияния может произойти только за счет снижения роли Управления делами и администрации президента. Причем для достижения подобного эффекта нивелирования будет вполне достаточно мер аппаратного воздействия в рамках существующего законодательства.
Неофициальное закрытие Олимпиады
Пожалуй, одним из самых заметных признаков разбалансировки взаимоотношений участников тандема стал бы отказ России от проведения в Сочи Олимпиады-2014. Формальных поводов для такого шага хватает. Безусловно, это финансовый кризис и вызванный им дефицит государственного бюджета. Не менее серьезной причиной Международный олимпийский комитет счел бы наблюдающееся сегодня очередное обострение межнациональной и политической напряженности на Северном Кавказе. Сорвать проведение Олимпиады может и любой приграничный инцидент между Абхазией и Грузией. Спортивная общественность скорее всего будет удовлетворена любой из названных причин. Зато серьезно пострадает престиж премьера: как известно, сочинская Олимпиада всегда считалась его личным проектом.
Отказ от завоеваний социалистов
По общему мнению, нынешняя партийная система в полной мере отражает сложившийся баланс сил в рамках тандема. А потому разрыв союза двух первых лиц будет сопровождаться изменением всего политического ландшафта. Важным признаком будущих потрясений станет изменение статуса второй по значению прокремлевской социалистической партии «Справедливая Россия». Лидер эсэров Сергей Миронов, совмещающий эту должность с постом руководителя Совета Федерации, никогда не скрывал своей принадлежности к ближнему кругу премьер-министра, называя действующего президента «преемником и продолжателем дела Путина». Соответственно само присутствие партии на российской политической сцене так или иначе зависит от воли и политического веса Владимира Владимировича. Существует и обратная связь: любой удар по справедливороссам рикошетом заденет и самого Путина.
Причем вовсе не обязательно, чтобы атака на партию велась, как говорится, в лоб, с использованием методов межпартийной борьбы. К примеру, явным признаком разлада стала бы отставка Сергея Миронова с поста председателя Совета Федерации. Логичный при таких обстоятельствах переход лидера партии на пост руководителя думской фракции справедливороссов ситуацию не спасет. Лишив «Справедливую Россию» ее главного и единственного политического ресурса, инициаторы такой кадровой перестановки автоматически переводят в разряд маргинальных структур важный политический актив, позволяющий Владимиру Путину успешно играть на поле оппозиции. Причем предвестником «охоты на партию» может стать провал справедливороссов на предстоящих 11 октября выборах депутатов Мосгордумы.
Политика сохранения единства
Говоря о признаках маловероятного, но возможного распада тандема, эксперты учитывают и некоторые экзотические варианты. К примеру, явным признаком начала скрытого противостояния двух первых лиц российского государства стало бы смягчение позиции правоохранительных органов в отношении Михаила Ходорковского. Оппозиция, призывая освободить опального олигарха, апеллирует именно к Дмитрию Медведеву. Поэтому любые позитивные подвижки в его деле общественность воспримет как вызов Путину. Конечно, такой демарш эксперты считают крайне маловероятным событием. Как, впрочем, и саму возможность распада столь успешно действующей связки президента и премьера.
Теории здесь противоречит практика жизни. Судя по результатам социологических опросов, большинство россиян считают, что секрет успеха тандема заключается в слаженной работе и командном духе. Понимают это и сами политики. В противном случае перечисленные нашими экспертами признаки разлада стали бы заметны еще в прошлом году. Причем вслед за ними нам наверняка пришлось бы изучать признаки начавшегося развала государства и приметы грядущих олигархических войн┘