Когда речь заходит об инновационной деятельности предприятий и поддержке НИОКР, то сразу же рефреном звучат претензии к государству – дают мало денег, не тем и не так. Считается, что во многом из-за недостаточной институциональной и финансовой поддержки государства удельный вес инновационно-активных предприятий у нас небольшой. Согласно официальным данным Росстата, – не достигает и 10%, а главное – никакой положительной динамики.
При этом часто забывают, что для малых предприятий – впрочем, как и для крупных компаний, – государством были предусмотрены все-таки некоторые блага – в виде прямой финансовой поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ через фонды, различные налоговые льготы и преференции. Тем не менее число малых инновационных предприятий также не существенно.
Кстати, если посмотреть на показатель удельного веса бюджетных ресурсов в общем объеме затрат на НИОКР предпринимательского сектора, то окажется, что государство вкладывает вполне приличные ресурсы – этот показатель в России очень высокий, и он все время возрастает. Доля бюджета в общих расходах на НИОКР в предпринимательском секторе в России составляла 43% в 1994 году и уже 56% в 2008-м. Для сравнения: в среднем по странам ОЭСР этот показатель в 2007 году составлял 6,6%, с колебаниями от 4,5% в Германии, 6,8% – Великобритании, до 10% – в США и 10,6% – во Франции. То есть разница с Россией как минимум пятикратная!
Что это означает? В России происходит замещение частных денег государственными, что дестимулирует инновации. Видимо, деньги – не единственный фактор. Есть целый ряд установленных государством условий, которые в лучшем случае нейтральны по отношению к инновационной активности. В сухом остатке имеем: инновации в России, в значительном своем объеме – бюджетные, проведенные «сверху вниз», а не рыночные.
Еще один штрих к картине – крупные госкомпании попали сейчас под действие норм «принуждения» к инновациям. Эффект можно ожидать скорее всего количественный, но не качественный. Как это происходит и со стимулированием вузов к созданию малых инновационных предприятий.
Напомню, в 2009 году государство ввело в действие закон, по которому вузы и НИИ могут быть учредителями малых инновационных компаний. Одновременно число создаваемых малых фирм при вузах стало одним из показателей отчетности. Немедленно началось создание компаний «под отчет»: по данным на ноябрь 2010 года, стоимость интеллектуальной собственности, которую вузы вносят в малые предприятия, составила для 72,2% малых фирм до 20 тыс. руб. Как можно развивать что-то наукоемкое на таком «капитале», непонятно. Не случайно, по оценкам экспертов, около 90% малых фирм были учреждены вузами исключительно для того, чтобы можно было отчитаться перед финансирующими их организациями. Мера по стимулированию превратилась во многом в свою противоположность.
А недавно достаточно большое внимание было привлечено к так называемым компаниям-«газелям». Это средние компании с динамичным и устойчивым ростом, основанным преимущественно на инновациях. Обнаружилось, как это ни парадоксально, что в России удельный вес таких компаний выше, чем в странах ЕС, а значит – есть сегмент, который может обеспечить инновационный рост. Может быть даже – рывок. Важная особенность отечественных «газелей» – они развивались самостоятельно и практически не были охвачены «благами» государства. Более того, вроде бы даже стараются увернуться от этих благодеяний.
«Газели» – не единственный пример того, что оазисы инновационной активности в стране возникают не там, где государство прилагает к этому особые усилия. Однако взоры различных органов исполнительной власти, институтов развития, фонда «Сколково» и прочих «поддерживающих» структур уже повернулись в сторону «газелей». И это – тревожный симптом. Хотелось бы, чтобы среди «бюджетного инноваторства» оставалась и росла хотя бы одна группа, свободная от пристального внимания государства.