Именно это религиозное сооружение, по данным СПЧ, суд и передал РПЦ, отняв его у нетрадиционных православных. Фото с сайта www.mirotver.ru |
Комиссия США по международной религиозной свободе предложила присвоить России статус «страны, вызывающей особое беспокойство». По данным комиссии, которая опирается на информацию российских правозащитных организаций, в РФ растет количество нарушений религиозной свободы.
Как значится в российском разделе доклада комиссии США по международной религиозной свободе, наши власти притесняют нетрадиционные религиозные организации через предъявление новых требований и запретов. Чиновникам же предоставляются полномочия, которые позволяют препятствовать деятельности этих структур. В документе указывается, что, судя по всему, власти ошибочно воспринимают независимую религиозную деятельность как угрозу социальной и политической стабильности.
Главным же рычагом давления на свободу совести названо антиэкстремистское законодательство, в котором невнятно прописаны понятия экстремизма, призывов к насилию, миссионерской деятельности. Это, дескать, и позволяет подводить под судебные разбирательства практически любое высказывание. «Этот закон служит мощным орудием для запугивания членов религиозных и других общин», – утверждают в американской комиссии.
Также в ее докладе сказано о том, что Россия распространяет эту свою политику подозрительности и в соседние государства. Имеется в виду украинский Донбасс: «Власти ДНР и ЛНР продолжают с большим подозрением относиться к любым религиозным объединениям, не относящимся к Русской православной церкви. Здесь торжествует смешение российского национализма, ностальгии по советскому времени и русского православия до такой степени, что в местной Конституции РПЦ признается «ведущей и доминирующей».
При этом для представителей христианских меньшинств (евангелистов, пятидесятников, греко-католиков), считают в комиссии, начался период, условно говоря, «террора» – более 50 церковных зданий уже конфискованы, общины же уменьшились на 30–80% из-за того, что верующие покинули занятые сепаратистами территории.
Усилилось, уверены в США, и давление на свободу религии в Крыму. Между прочим, свои утверждения американские правозащитники основывают на данных, полученных от российских организаций. Так, к примеру, ассоциация «КрымSOS» указала, что на протяжении прошлого года не менее 184 человек были задержаны во время облав, 89 человек были оштрафованы и 24 арестованы. Причем, якобы по данным ООН, до присоединения Крыма к России там насчитывалось около 2,2 тыс. как зарегистрированных, так и незарегистрированных религиозных организаций, а сейчас их всего-то менее 800. Крымские правозащитники пожаловались коллегам из-за океана и на притеснение Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Религиозное законодательство в России часто используют и против общественных структур, выступающих в защиту свободы вероисповедания и убеждений, указано в докладе комиссии. Скажем, аналитический центр «Сова» был обвинен в нарушении закона «за ссылки на международные организации по защите прав человека». А под санкции за оскорбление чувств верующих часто подпадают и «по политическим причинам». В докладе есть такой пример – за публикацию фотографии с непристойным жестом в сторону церкви был арестован активист Дмитрий Литвин – участник протестных акций, организованных Алексеем Навальным.
В комиссии США заявили и о политике «фаворитизма» в отношении РПЦ, которой фактически присвоен статус государственной церкви: «Ей отдаются большие предпочтения по различным аспектам государственного спонсирования, включая субсидии, систему образования и должности священников в вооруженных силах». А это, мол, также формируют враждебность по отношению к другим религиям.
В разделе рекомендаций доклада заявлено, что российское правительство должно провести реформу закона об экстремизме, чтобы он соответствовал международным нормам о правах человека. В частности, включить в него «критерии в отношении правозащитной деятельности и применения силы», а также записать, что его нормы не распространяются на «членов мирных религиозных объединений или общин, не пользующихся расположением властей».
Если изменений не произойдет, то комиссия будет добиваться введения санкций: «Использовать специальные инструменты воздействия против отдельных официальных лиц и организаций, замеченных в нарушениях прав человека или несущих ответственность за таковые, включая особенно грубые нарушения свободы вероисповедания». Чиновников обещают включить в список «граждан особых категорий», который сейчас формируется в США и подразумевает запрет на выдачу им въездных виз и замораживание банковских активов.
Как рассказал «НГ» член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Илья Шаблинский, в США религиозные объединения чувствуют себя спокойно, так что «у этой страны есть положительный опыт, который она может предложить». При этом он признал, что американские правозащитные организации к России относятся субъективно – они всегда не прочь атаковать наши власти, особенно когда те сами дают для этого повод. Шаблинский заявил, что российские правозащитники вынуждены «стучаться» в международные инстанции, поскольку здесь их рекомендации игнорируются.
В качестве примера Шаблинский привел озабоченность СПЧ судьбой Православной церкви Божьей Матери. Это религиозная община численностью около 60 тыс. человек, которая действует в стране уже на протяжении 20 лет. Вероучение вроде бы не сильно отличается от традиционного православия. Есть несколько своих святых, более лояльное отношение к институту старчества. Главное же, по мнению Шаблинского, пожалуй, в том, что там считают РПЦ слишком официозной и парадной, критикуют ее за сращивание с государством. И вот недавно суд в Тверской области отобрал у этой общины их здание, которое было построено самими активистами на месте старой котельной. «Решение было вынесено в пользу Тверской иерархии, которая попросту захотела прикарманить это здание», – заявил «НГ» Шаблинский.
Он считает, что этого не было бы – точно так же, как и международных докладов, если бы власти позволили религиозным общинам действовать свободно: «Но, увы, налицо сотрудничество государства и РПЦ – первое действует из политических соображений, а вторая пытается такими способами устранить любых конкурентов».
комментарии(0)