Центризбирком решил испытать процедуру референдума сразу на трех инициативных группах. Фото РИА Новости
Как и прогнозировала «НГ» Центризбирком рассмотрел и одобрил инициативу кандидата в мэры Москвы от «Справедливой России» Ильи Свиридова о проведении референдума по повышению пенсионного возраста (см. «НГ» от 07.08.18). Одновременно разрешение ЦИКа на подготовку плебисцитов получили и КПРФ, и Всероссийский союз общественных организаций по работе с многодетными семьями. Теперь дело за тем, кто быстрее соберет команды сторонников не менее чем в половине субъектов РФ. Эксперты отмечают, что трем группам сейчас придется вступить в конкуренцию за регионы и борьбу друг с другом, а именно в этом и состоит задумка властей.
Вопрос от группы Свиридова звучит так: «Вы за то, чтобы возраст, установленный законодательством РФ о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года, по достижении которого возникает право на назначение пенсии по старости, не менялся?»
Представляя свою заявку, эсэр подчеркнул, что эта инициативная группа принципиально подчеркивает отсутствие у нее партийной окраски. «Мы делаем это по инициативе москвичей», – сказал Свиридов, но член ЦИКа от ЛДПР Сергей Сироткин усомнился в правомерности таких заявлений от одного из кандидатов в мэры.
Однако глава ЦИК РФ Элла Памфилова защитила Свиридова от критики, пояснив, что в законе ничего не говорится о запрете инициатив от каких-либо кандидатов. За данную группу проголосовали девять членов комиссии из присутствовавших десяти. Как и предрекала накануне «НГ», против был член ЦИКа от КПРФ Евгений Колюшин. Он задал Свиридову три вопроса как раз по поводу неточностей в формулировке цели референдума. Например, коммунист заметил, что в законе нет понятия «пенсии по старости», а есть «страховые пенсии по старости». Понятно, что вопросы Колюшина отсылали к заседанию ЦИК 27 июля, когда комиссию отклонила инициативу КПРФ, как раз указав на неточность вопроса (см. «НГ» 27.07.18). Но в этот раз атаку на эсэра прекратила секретарь Центризбиркома Майя Гришина, заметив, что в своем вопросе группа Свиридова обращается к закону.
Колюшин отказался поддержать и вопрос группы представителей Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями, который звучит так: «Поддерживаете ли вы, что установленный законодательством РФ о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, по достижении которого возникает право на пенсию по старости, не может быть увеличен?» Президент союза Марина Семенова заверила, что все члены группы «абсолютно аполитичны». «В наш союз входят организации из 46 регионов», – намекнула она на серьезный потенциал своей структуры.
Третья одобренная ЦИКом инициатива референдума была от алтайской организации КПРФ. Они хотят спросить у граждан следующее: «Согласны ли вы с тем, что установленный законодательством РФ о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет), повышаться не должен?»
Гришина отметила, что эта формулировка наиболее полная. Памфилова сказала, что данный вариант «естественно, нравится» комиссии, так как она сформулировала его вместе с Компартией. Выступая по видеосвязи, первый секретарь алтайского отделения КПРФ Мария Прусакова уверенно заявила о предстоящем сборе подписей. По ее словам, о том, что закон о повышении пенсионного возраста не поддерживает большинство россиян, «говорят многотысячные митинги протеста, организованные КПРФ».
Гришина заметила, что теперь с вопросами для референдума дела обстоят лучше – они стали более точными. А Памфилова сообщила, что всего Центризбирком получил 30 уведомлений от 19 региональных избиркомов о собраниях инициативных групп. «Наши граждане имеют конституционное право высказать свою позицию о том, какой должна быть пенсионная система в стране. Поэтому впервые почти за 25 лет ЦИК России одобрил сразу несколько вопросов для возможного вынесения на референдум», – заявила Памфилова.
По ее словам, «теперь дело за сбором документов инициативными группами». Однако уже сейчас понятно, что даже если три группы захотят поделить регионы, то на каждую придется лишь по 28 субъектов РФ, а для запуска процедуры всероссийского референдума нужно 43 региональные группы. Примерно о том же по завершении заседания сказала и Гришина.
То есть инициаторы референдума «должны будут зарегистрировать под утвержденный вопрос свои подгруппы не менее чем в половине субъектов РФ». После чего должно последовать их обращение в ЦИК. Гришина напомнила, что, согласно закону, в одном регионе не может быть зарегистрировано несколько подгрупп от разных инициаторов с вопросом, который совпадает по смыслу и содержанию.
Однако, по ее словам, три инициативные подгруппы, которым на данный момент одобрили вопросы, математически не смогут зарегистрироваться в половине субъектов РФ. Она уточнила, что кто первый сдаст в ЦИК все документы, соответствующие законодательству, тот и будет зарегистрирован в качестве инициатора всероссийского референдума.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что если говорить о политической составляющей процедуры референдума, то ясно, что коммунистам в первый раз отказали, чтобы размыть их инициативу. «Было понятно, что появятся альтернативные группы и что это сыграет на ослабление КПРФ», – сказал Макаркин.
Дело в том, что кроме сбора 2 млн подписей за 45 дней, что само по себе практически неподъемная работа, теперь возникают и дополнительные сложности: «Люди могут отказывать агитаторам, заявляя, что уже подписались против реформы, ведь нюансы – чья там это инициатива – людям не интересны».
«Понятно, что эти три группы будут толкаться локтями. А Кремлю выгодно разделять и распылять инициативу: чем больше вопросов у разных инициаторов, тем больше утрачивается цельность инициативы, коммунисты лишаются статуса главного борца, а сама идея референдума может уйти в пар», – заявил Макаркин. Он подчеркнул, что желание власти ограничить рост влияния коммунистов понятен: «Сейчас это договороспособная, умеренная партия, но никто в Кремле не забыл, что КПРФ когда-то опротестовывала результаты федеральных выборов даже на международном уровне».
Макаркин заметил, что у КПРФ с организацией подгрупп проблем быть не должно, а вот о двух других инициаторах это не скажешь. «То, как власти отнесутся к организации, документам и процедурам альтернативных групп, будет интересным индикатором для политической системы», – считает он. Что же касается коммунистов, то эксперт предположил, что власть разрешит им беспрепятственно действовать хотя бы потому, что на процедуру референдума, которую заведомо нереально пройти от и до, КПРФ придется истратить практически всю свою партийную кассу.
комментарии(0)