Разыскиваемые британскими спецслужбами российские граждане последовали призыву президента дать интервью СМИ. Фото RT/Reuters
Александр Петров и Руслан Боширов, обвиненные Великобританией неделю назад в отравлении экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в английском городе Солсбери 4 марта, дали интервью главному редактору телеканала RT Маргарите Симоньян. Обратиться к СМИ накануне их призвал президент Владимир Путин. Ранее практически все, что было известно об этих людях, – фото и видео с камер наблюдения, опубликованные британскими спецслужбами, которые уверены в их работе на российскую военную разведку. Петров и Боширов представились предпринимателями и заявили, что не причастны к отравлению.
По их словам, они действительно были в Солсбери в день покушения, но в качестве туристов. «Друзья нам давно уже советовали посетить этот прекрасный город», – объяснил Петров. Он добавил, что «с самого начала мы планировали приехать в Лондон и оторваться». Интерес к Солсбери мужчины объяснили его туристической привлекательностью: «Там есть знаменитый собор. Он знаменит не только во всей Европе, он знаменит во всем мире. Он знаменит шпилем 123-метровым. Он знаменит своими часами, самыми первыми часами, которые были изобретены в мире». Туристы также хотели оценить расположенные неподалеку Стоунхендж и Олд-Сарум.
Петров и Боширов подтвердили, что были в Солсбери дважды: поездку 3 марта, по их словам, испортил снегопад, поэтому они вернулись в город 4 марта – «решили завершить это дело», то есть посетить достопримечательности. «Сидели в парке, пили кофе, гуляли, наслаждались английской готикой», – рассказал Боширов. По словам обоих, они не знают, где находится дом Скрипаля, поэтому не уверены, появлялись ли возле него во время своих прогулок.
Но оба утверждают, что не имели при себе отравляющих веществ и флакона женских духов, в котором, по версии британских властей, находился яд «Новичок». «Нормальным мужикам с собой возить женские духи – это не глупо? Когда проходишь таможню, проверяют все вещи. Если бы у нас что-то было, у них бы возникли вопросы, зачем у мужчины в багаже лежат женские духи», – объяснил Боширов.
О себе интервьюируемые дали минимальную информацию. В частности, заявили, что Александр Петров и Руслан Боширов – их настоящие имена, но не показали паспортов. Они не работают в ГРУ, являются бизнесменами средней руки в сфере фитнеса, здорового и спортивного питания, пищевых добавок («витамины, микроэлементы, протеины, гейнеры»), но детали раскрыть отказались, чтобы не подставлять партнеров. Нередко вдвоем посещают Европу – как в деловых целях («смотрим новинки индустрии, изучаем, потом заказываем их сюда»), так и для совместного отдыха. На вопрос, почему они так часто вместе, ответили уклончиво («давайте мы не будем лезть в частную жизнь»), чем сразу – и, возможно, сознательно – породили версию о том, что их связывают более чем дружеские и деловые взаимоотношения.
По словам Петрова и Боширова, на интервью они пошли за защитой от всеобщего внимания и травли. «Вы даже не представляете, что произошло в нашей жизни. Не можем даже машину заправить спокойно. Каждый день на весь экран две фотографии. Это просто страшно», – признался Боширов. «Такой популярности нам точно не нужно. Уже реально нет сил. Если есть такая возможность, просто оставьте нас, пожалуйста, в покое», – поддержал его Петров, обращаясь к журналистам. Мужчины также рассказали, что планировали разместить в Сети видеообращение, но после призыва Путина решили пойти в СМИ, а Симоньян выбрали, так как читают ее Telegram-канал. В конце интервью они выразили надежду, что когда будет найден реальный отравитель Скрипалей, перед ними извинятся.
В Великобритании Петрову и Боширову не поверили: премьер-министр Тереза Мэй заявила, что «Россия отреагировала оскорбительно». «Это – вызов здравому смыслу», – сказала политик, обвинив российскую сторону во лжи. В МИДе страны подчеркнули: «Мы многократно просили Россию отчитаться о том, что произошло в Солсбери в марте. Сегодня – как мы и предвидели – они ответили путем умышленного искажения информации и лжи».
Интервью выглядело недостаточно убедительным и для некоторых российских наблюдателей, блогеров и авторов Telegram-каналов, среди которых, например «Беспощадный пиарщик» и «Расстрига». Может показаться, что Петров и Боширов не только заметно нервничают (что в любом случае объяснимо), но и заметно «переигрывают» в некоторых эпизодах. Объявленный род занятий вполне вяжется с физической комплекцией и косноязычием, но тогда странным выглядит живой интерес к классической архитектуре: таких на отдыхе проще представить в каком-нибудь ночном клубе, чем за оценкой красот английской готики. Вызывает вопросы и то, как они вышли на Симоньян и почему выбрали именно ее. А главное – отказ документально подтвердить свои личности и подробнее рассказать о своем бизнесе.
При этом определенная неорганичность интервью может быть срежиссированной. По мнению политолога Татьяны Становой, «поставлена была цель – формирование образа, который кардинально расходится с представлениями об условном Джеймсе Бонде». Отсюда такие его элементы, как, например, психологическая слабость и уязвимость, невысокий интеллектуальный уровень, намеки на нетрадиционную сексуальную ориентацию. В конечном итоге это должно привести аудиторию к мысли, что таких «спецагентов ГРУ» не бывает.
Между тем ранее британские СМИ со ссылкой на свои источники сообщили, что спецслужбы королевства знают настоящие имена Петрова и Боширова – эту информацию, как и другие детали покушения, якобы раскрыл российский перебежчик, подтвердивший их принадлежность к ГРУ. Очевидно, что «война версий» между Москвой и Лондоном продолжится, и сделанный вчера Россией ход в партии вокруг «дела Скрипалей» был далеко не последним.
комментарии(0)