Администрации тюремных учреждений санитарно-эпидемиологическую работу проводят в виде флешмобов. Фото с сайта www.fsin.gov.ru
Группа правозащитников обратилась в Минюст и ФСИН с просьбой оценить нынешнее положение заключенных в контексте повторной волны коронавируса. По мнению авторов обращения, администрации колоний и СИЗО, как правило, игнорируют требования об элементарных средствах защиты, продолжают содержать людей в тесных пространствах, а заболевших лечат плохо. Многие осужденные сильно опасаются за свое здоровье, что уже выливается в тюремные протесты и акции неповиновения. Правозащитники настаивают на введении ряда послаблений: например, разрешить использование не только форменной одежды, но и цивильной, а также увеличить количество передач с домашней едой.
Согласно данным ФСИН, на начало августа COVID-19 был лабораторно подтвержден у 3,5 тыс. сотрудников и 1,2 тыс. заключенных. Вместе с тем чиновники сообщили, что разрабатывают некий план по борьбе с инфекцией на случай вспышки второй волны. Однако коалиция правозащитников, созданная из бывших силовиков, членов наблюдательных комиссий и экспертов проекта Gulagu.net, полагают, что в реальности эти цифры могут быть значительно выше. Поскольку в местах лишения свободы «не проводилось полноценного и регулярного тестирования, соответственно отследить динамику и распространение COVID-19 невозможно». Еще активистов сильно удивило, что заболевших сотрудников пенитенциарных заведений оказалось существенно больше, чем их обитателей: «Если первые пользовались медицинской помощью врачей на свободе, то вторые обходились некачественным обслуживанием внутри уголовно-исполнительной системы».
Авторы также пишут об участившихся жалобах от заключенных на халатность администраций, которые не заботятся об их безопасности, – мол, сидельцы остались даже без элементарных средств защиты вроде масок и антисептиков: «Масок и перчаток не выдают в достаточном количестве, антибактерицидных жидкостей мало или вообще нет, дезинфекции как таковой не производится, создаются условия для массового скопления людей во многих СИЗО и колониях».
Активисты указали и на условия скученности: отсутствие разделения на больных и здоровых, игнорирование положенной дистанции между людьми, которые содержатся в отрядах-бараках со сдвоенными и счетверенными кроватями-нарами. Руководство ФСИН, пишут авторы, должно усилить меры по обеспечению граждан в местах принудительного содержания индивидуальными средствами защиты, исключить массовые скопления людей в дневное время для ненужных и опасных построений и размещение заключенных в ночное время вповалку, пишут авторы. Для этого, с их слов, нужно хотя бы раздвинуть «двойные» и «четверные» кровати, увеличить минимальный лимит площади до 8 кв. м на человека в отрядах (сегодня он составляет всего 2 кв. м), провести проверку работы вентиляции, обогрева и проветривания помещений.
Правозащитники напомнили, что, несмотря на риски заболеваемости, власти так и не захотели проявить гуманизм и экстренно разгрузить тюрьмы, как это сделали во многих западных странах. Вместе с тем отмечается, что почти на полгода СИЗО и колонии остались без внешнего контроля. И даже сейчас члены ОНК и адвокаты продолжают сталкиваться с дополнительными препятствиями при посещении своих подопечных. Все это, с их слов, уже привело к всплеску агрессии и злоупотреблений тюремного персонала. «В период пандемии в ряде СИЗО и колоний произошли жестокие расправы и избиения заключенных. Вместе с тем грубые нарушения прав человека в учреждениях ФСИН, сопряженные с тяжелыми условиями из-за карантина, привели к бунтам и акциям протеста среди сидельцев», – пишут авторы.
Поэтому правозащитники просят создать хотя бы минимальные условия, «которые могут помочь в преодолении кризиса второй волны и существенно снизить потенциальный вред и угрозы распространения пандемии в учреждениях ФСИН». При этом они подчеркивают, что, заведомо зная «о жестком бюджетном планировании и нежелании чиновников тратить средства», предлагают только то, что не потребует от государства существенных денежных вливаний.
Например, речь идет о необходимости представить к условно-досрочному освобождению тех, кто лишен такого права из-за наличия в личном деле формальных выговоров и других взысканий за незначительные нарушения устаревших требований правил внутреннего распорядка вроде незастегнутой пуговицы или отказа делать зарядку. Кроме того, авторы письма предлагают «совместно с судами и прокуратурой продолжить более интенсивно разгрузку СИЗО, настаивая на изменении меры пресечения лицам, которые не представляют реальной опасности для общества».
Также, подчеркивают активисты, до окончания пандемии можно было бы расширить перечень разрешенных предметов и продуктов для передачи осужденным и следственно-арестованным. Например, разрешить им теплые зимние вещи, свитера, джемперы, зимние вязаные шапки вместо нынешних гулаговских ушанок, возможность получать от родственников домашнюю еду и любые овощи и фрукты.
Еще один важный пункт – раздвинуть кровати, чтобы обеспечить всем заключенным индивидуальные спальные места: сейчас, подчеркивают авторы, это «сон вповалку, из-за чего сидельцы точно перезаражают друг друга». Правозащитники также отмечают, что важно хотя бы на время исключить внепроцессуальные посещения заключенных в СИЗО и колониях оперативными сотрудниками силовых ведомств и допускать их только в присутствии адвоката.
Речь идет и о том, чтобы исключить случаи лишения заключенных права и возможности увидеть родных людей на краткосрочных и длительных свиданиях: «А тогда нужно еще и пресечь порочную практику наложения взысканий накануне свидания и в случае приезда родственников на свидание выводить человека к ним из карцера или ШИЗО».
За изменением ситуации с коронавирусом внимательно следят авторы общественно-политических Telegram-каналов. «Нового локдауна, конечно, будут избегать везде и всеми силами, пока где-то, как вон в Израиле, не окажется, что без него нельзя уже совершенно никак, - полагает «Адекват». - Но и без локдауна массовый потребительский спрос на все, что не первой необходимости, все равно будет тяжко страдать, а целые отрасли начиная с туризма и гражданской авиации и далее по длинным цепочкам – возвращаться в состояние искусственной комы или близкое к тому. С понятными последствиями: как непосредственными для рынка энергоносителей, так и долгосрочными – восстановление будет дольше, болезненнее и банально дороже».
комментарии(0)