0
9130
Газета Политика Интернет-версия

19.10.2020 20:35:00

Российским гражданам заграница уже не поможет

Конституционные законы окончательно "спасут" страну от внешнего воздействия

Тэги: кс, конституция, поправки, законы, законодательство, международные нормы, семейный кодекс


кс, конституция, поправки, законы, законодательство, международные нормы, семейный кодекс Решения по адаптации международного права к российским реалиям будет принимать Конституционный суд Валерия Зорькина (слева). Фото РИА Новости

Госдума оперативно приступила к работе над вторым пакетом президентских законопроектов, направленных на реализацию обновленной Конституции. Приоритетом этой порции «конституционных» изменений законодательства стала блокировка возможного внешнего воздействия на ситуацию в стране и решения, принимаемые властями РФ. Откорректированная редакция ст. 79 Основного закона говорит о неприменении международных норм, истолкование которых ему противоречит. Пока этим займется Конституционный суд (КС), но потом процедура, похоже, может и упроститься. Из внесенных Владимиром Путиным поправок к 121 акту следует, что Россия при необходимости будет закрываться от Запада в целом, а также от различных общегосударственных организаций буквально по любому поводу.

Проголосовать в первом чтении за законодательное обеспечение верховенства Конституции на территории РФ Госдума планирует после 23 октября, а значит, в целом весь этот пакет президентских инициатив будет принят уже в начале ноября. Наиболее капитальным является документ под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В нем идет речь о корректировке 125 ныне действующих законов.

Во всех них скоро должна появиться одна и та же фраза: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в РФ. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом». Как специально отмечается в пояснительной записке к поправкам к Семейному кодексу, «для правовой определенности в вопросе истолкования правил международных договоров предлагается установить, что противоречие этих правил Конституции РФ и основам правопорядка и нравственности может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом».

Стоит отметить, что добавление в Семейный кодекс было внесено отдельным проектом, конечно, неспроста. Кремлю просто необходимо было иметь в руках хотя бы какую-то одну президентскую инициативу, которую можно было бы в глазах большинства граждан представить решением положительным. Указание на то, что хотя общее правило – международные нормы приоритетнее внутрироссийских – в законодательстве о семье осталось, его действие будет ограничено не только универсальным условием о соответствии Конституции, но и еще некими «основами правопорядка и нравственности». Объясняется эта фраза таким образом: дескать, «семейные отношения являются особой сферой правового регулирования, где доминирующее значение имеют морально-нравственные ценности». Для разъяснения же, что к чему в этом законопроекте, по всем информационным каналам уже сказано, что это противодействие гей-пропаганде и прочей излишней толерантности.

229-3-1480.jpg
Президент предложил Госдуме побыстрее
принять все законы об обеспечении
верховенства Конституции. 
Фото с сайта www.duma.gov.ru
Строго говоря, все поправки к действующим кодексам – Уголовно-процессуальному, Арбитражному или Гражданскому – оформлены отдельными бумагами, это правило законотворчества. Но именно обновление Семейного кодекса должно подсластить ту горькую пилюлю, которую прописывает российскому населению ключевой документ пакета законопроектов. В нем по максимуму упоминаются те нормативные акты, действие которых может вызвать претензии гражданина к государству или вовсе судебный спор с ним. Напомним, что в случае неудач в такого рода спорах с властями человек имеет право обратиться в международные инстанции – это прежде всего Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), юрисдикцию которого над собой РФ признает. А уже страсбургское правосудие начинает указывать российской власти на те или иные огрехи, требует их исправить и компенсировать деньгами. Вот одно из таких дел, связанное с исками бывших акционеров нефтяной компании ЮКОС, однажды и привело к кооптации в закон о КС спецпроцедуры по признанию вредных внешних рекомендаций неисполнимыми в связи с противоречием Конституции.

Теперь же список общественных, социальных и экономических сфер, где будет применяться жесткое условие для международных норм, существенно расширяется. Например, труднее станет защищать свои права потребителям, беженцам, ветеранам и инвалидам, а также пациентам психиатрических клиник. Но зато проще станет разбираться с гражданами нотариусам и страховщикам, а нефтяники и атомщики на какие-то возгласы из-за границы вообще смогут не обращать внимания. Кстати, в законах о госгранице и о порядке въезда в РФ и выезда из нее соответствующая оговорка тоже появляется, а еще она вставляется в законы об общественных объединениях, о профсоюзах, о национально-культурной автономии, правах малых народов и пр. Актуальной выглядит и блокировка внешнего воздействия на страну, например, в законах «Об уничтожении химического оружия», «Об имуннопрофилактике инфекционных болезней», «Охране атмосферного воздуха» и других подобных. Но вряд ли такого рода поправка в закон об инвестиционной деятельности в виде капвложений принесет стране пользу – и таких сомнительных исправлений предлагается немало.

Отдельного упоминания заслуживает и механизм реализации всех этих однотипных поправок. Сопоставление текста Конституции 4 июля, поправок к законам о КС и о международных договорах РФ показывает, что именно ведомство Валерия Зорькина сможет останавливать и еще не вступившие в силу международные договоры, отношение к которым у власти изменилось, и действующие, если есть подозрения, что кто-то их интерпретирует не в пользу России. А еще КС по запросам президента и правительства будет запрещать исполнение решений всякого рода международных судов – начиная с того же ЕСПЧ, судебных инстанций ООН и заканчивая многочисленными коммерческими арбитражами.

Но в описании оборонительного механизма от внешних угроз чувствуется какая-то недосказанность. Например, это тот нюанс, что во вносимых поправках поминается некий безымянный федеральный конституционный закон, а не говорится прямо о законе о КС. Так что можно предположить, что в будущем, вероятно, не исключено и создание какой-то особой госструктуры, которая и станет отвечать за полномасштабную борьбу с тлетворным влиянием Запада на страну и ее граждан. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дружественные России страны извлекают выгоду из антироссийских санкций

Дружественные России страны извлекают выгоду из антироссийских санкций

Ольга Соловьева

План строительства альтернативной системы платежей поддерживают далеко не все участники БРИКС

0
1705
БРИКС настроен формировать мировой порядок

БРИКС настроен формировать мировой порядок

Юрий Паниев

На саммите в Казани не будут обсуждать Украину

0
1225
Как президенту общаться с народом

Как президенту общаться с народом

Ирина Акимушкина

Лидеры Мексики практикуют ежедневные утренние пресс-конференции

0
744
Война на Ближнем Востоке: продолжение следует

Война на Ближнем Востоке: продолжение следует

Андрей Кортунов

Целью международного сообщества должно стать недопущение эскалации конфликта

0
627

Другие новости