На предстоящий сезон Минсельхоз заказал трудовых мигрантов сверх квоты. Фото Reuters
Непоследовательность госполитики в сфере миграции продолжает углубляться. Противоречивые сигналы гражданам РФ получают в том числе с самого верха. Каждый очередной конфликт местных жителей с приезжими возвращает к жизни тему сокращения числа гастарбайтеров или как минимум ужесточения требований к ним. И власти в лице то председателя Следственного комитета (СК) Александра Бастрыкина, то замглавы Совета безопасности Дмитрия Медведева вроде бы откликаются на запрос. Одновременно другие высокопоставленные чиновники публично высказываются за завоз трудовых мигрантов.
Власти вынуждены констатировать ухудшение криминогенной остановки в стране из-за приезжих. Конкретные инциденты последнего времени у всех на слуху, все чаще звучат и жалобы на детей мигрантов, которые проявляют агрессию к одноклассникам. В регионах уже создаются некие группы самообороны против гастарбайтеров. Социологические исследования показывают, что две трети респондентов стабильно настаивают на сокращении миграционных потоков.
Об их росте сообщил, например, Медведев, который по распоряжению президента как раз и возглавил межведомственную комиссию по проблемам миграции. По данным замглавы Совбеза РФ, в 2021-м приток увеличился на треть по сравнению с предыдущим годом. Медведев даже заявил об угрозе образования этнических анклавов, которые «живут по собственным законам и понятиям и, самое главное, игнорируют наши законы». Примерно о том же говорит и Бастрыкин, утверждая, что рост агрессии и преступных проявлений со стороны приезжих накалили ситуацию в обществе. И Бастрыкин раскритиковал бизнес, который использует дешевую рабсилу, поддержав усиление контроля за мигрантами.
Трансляция с самого верха ответа на народный запрос ставит в сложное положение власти тех регионов, которые считаются в среде гастарбайтеров привлекательными. И поэтому, например, губернатор Калужской области Владислав Шапша объявил о выходе этого субъекта РФ из программы по переселению соотечественников, которой пользуются вовсе не они. Такое резкое решение он принял после общения с одним из претендентов на гражданство РФ в миграционном центре. Для Шапши стало неожиданной новостью, что некоторые из тех, кто уже получил сертификат, не умеют говорить по-русски. Он написал в соцсетях о чиновниках, «кормящихся» за счет гастарбайтеров. Теперь в Калужской области за три месяца должны заменить мигрантов на россиян в торговле, общепите и общественном транспорте, в том числе такси.
Очевидно популистское решение резко контрастирует с общим подходом властей к миграционным вопросам. Например, только что Россия амнистировала более 120 тыс. мигрантов из Таджикистана, которым был запрещен въезд в страну. А министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев получил разрешение на увеличение квот для граждан Узбекистана, которые в новом сезоне будут работать на российских полях. При этом по поводу таджикских возвращенцев, по информации «НГ», на местах ничего не поняли даже сотрудники миграционных подразделений МВД. Они не знают, как будут узнавать, что данный человек амнистирован, а другой – пытается таковым предстать. Причем, как выяснилось, речь идет о тех иностранцах, которых сами же миграционщики не пускали в РФ без всяких судебных решений. В основном это были мигранты, кто надеялся, что ковидные послабления будут работать должным образом. Но на местах гастарбайтеров за несвоевременную явку для оформления документов штрафовали и признавали их нежелательными.
Как пояснил «НГ» член президентского Совета по правам человека Александр Брод, в миграционной политике по-прежнему наблюдается несогласованность: «И речь не идет даже о политиках и маргиналах националистического толка, которые активно пиарятся на этой теме. У главы СК, Совбеза, например, более жесткие подходы к миграции, тренд на ограничения, в то время как у руководства МВД – новации более мягкого характера». Амнистия же сотни тысяч таджиков, по его мнению, и вовсе выглядит неоднозначной на фоне двух громких инцидентов как раз с участием приезжих из этой страны. Он заметил и диссонанс в связи с созданием межведомственной комиссии, которая по указу президента от 10 февраля будет замыкаться на Совбезе. «Уже много лет существует правительственная комиссия по миграционной политике, в которую входят представители всех ведомств, которые так или иначе связаны с вопросами миграции», – напомнил Брод и высказал недоумение: получается, что прежняя структура не справилась со своими обязанностями? При этом он подтвердил, что действительно есть острая нехватка рабочих рук в сфере услуг, ЖКХ, строительной и аграрной отраслях, но «нет адресного подхода в управлении миграционными потоками, отсутствуют реальные меры по интеграции приезжих, растут как криминализация мигрантов, так и ответная мигрантофобия».
То, что заявление главы СК об ужесточении миграционного законодательства прозвучало на фоне амнистирования трудовых мигрантов из Таджикистана, не вызывает никакого удивления, сказал «НГ» председатель движения «Гражданская солидарность» Георгий Федоров. «Кого вообще волнует увеличение преступлений с участием мигрантов, пока крупный бизнес выжимает сверхприбыли, эксплуатируя бесправную массу, готовую работать фактически за еду?» – подчеркнул он. То есть население просто хотят успокоить, показать, что государство готово защищать права и интересы граждан РФ на почве миграционных инцидентов. «Но чьи интересы защищаются здесь на самом деле? Наверное, бизнеса или полицейских, которые будут снова ловить этих мигрантов и брать с них взятки. Кто вообще этих 120 тыс. амнистировал и по каким критериям их отбирали? Но главное, где гарантия, что они опять не нарушат условий нахождения на территории РФ? Или, того хуже, не окажутся втянуты в криминальные сообщества?» – заметил Федоров. Он убежден, что инициативы Бастрыкина – в частности, усиление контроля за прибывающими гастарбайтерами и ужесточение ответственности для их работодателей – более чем разумны. Однако они «должны базироваться на четком выстраивании миграционной политики со стороны государства». В противном же случае все останется как есть: пока в медиапространстве будут тиражировать размышления об ужесточении миграционных законов, в страну в интересах крупного бизнеса будут ввозится все новые и новые мигранты. «Я считаю, что надо бы делать так: если бизнес желает трудоустраивать низкоквалифицированных приезжих из других стран вместо создания рабочих мест для граждан России, то пускай он и несет дополнительную нагрузку – организационную, материальную, налоговую. А в случае совершения мигрантами преступлений – уже и уголовную ответственность», – подчеркнул собеседник «НГ».
По мнению гражданского активиста Алексея Егоркина, в миграционной политике усугубляются противоположные тренды: «Налицо двойной стандарт: с одной стороны – заигрывание с коренным населением и выпуск пара, с другой – поддержка феодальных аппетитов олигархата». Однако, заметил он, это лишь верхушка айсберга – политики планомерного замещения нынешних граждан РФ выходцами из среднеазиатских стран. Причем, едут, как правило, низкоквалифицированные и малообразованные люди, которым не нашлось места у себя. Российские же власти, помимо рабочей силы, получают в свое распоряжение некий гражданский планктон, который никак не участвует в общественной и политической жизни, не качает права и не строит универсальные горизонтальные связи. Тем временем, заявил «НГ» Егоркин, мигранты из Средней Азии обживаются, «тихой сапой подтачивая социокультурный код и исторические традиции», и уже освоили не только центральную Россию, но и массово добрались, скажем, до Владивостока. Он напомнил, что и эксперты, и практики повсеместно утверждают, что низкоквалифицированная рабочая сила из среднеазиатского зарубежья тормозит технологическое развитие страны, а значительная численность в школьных классах детей мигрантов – существенно снижает общий уровень образования. Также гастарбайтеры демпингуют на рынке труда и создают проблемы в области правопорядка и охраны безопасности граждан. Отсюда и отсутствие единой государственной политики – и «лишь отдельные всплески народного гнева или лоббирование олигархами своих интересов привлекает к этой теме внимание власти». Если бы решить задачу по пресечению такой политики, то отпали бы и вопросы по массовому завозу гастарбайтеров, которого бы не было. И тогда не пришлось бы тратить бюджетные деньги на их адаптацию, снизилась бы «миграционная нагрузка» на социальную сферу и правоохранителей, оплачиваемая из кармана налогоплательщиков. Но в числе первостепенных задач, подчеркнул Егоркин – необходимость скорейшей ликвидации «параллельных этнических государств», фактически созданных на территории России в виде анклавов с общинным управлением и правосудием. «Зачем усиливать над ними контроль, если их в принципе не должно быть?», – заметил он.Есть и такие эксперты, которые считают, что это только на первый взгляд кажется: мол, власти в своих словах и действиях противоречивы. «С одной стороны – любой инцидент с участием трудовых мигрантов или граждан РФ, внешне похожих на трудовых мигрантов, охотно пиарится. С другой – трудовые мигранты активно завозятся. Не думаю, что люди, которые крутят бизнес таких масштабов, страдают от отсутствия логики», – сказал «НГ» эксперт Центра защиты трудовых прав «Рабочий компас» Александр Зимбовский. По его мнению, «в кризисное время, когда бизнесу хочется взять с работника побольше, а заплатить ему поменьше, государство же выискивает способы, как бы установить новые «поборы» с граждан, правящим группам удобно направлять народный гнев на кого-либо другого».
комментарии(0)