0
5644
Газета Политика Интернет-версия

10.03.2022 20:30:00

Регионы входят в штабной режим

Вместо чрезвычайного положения будет антикризисное управление

Тэги: регионы, антикризисные штабы, антироссийские санкции, противодействие, военная спецоперация, украина

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

Все статьи по теме "Санкционные войны"

On-Line версия

регионы, антикризисные штабы, антироссийские санкции, противодействие, военная спецоперация, украина Штаб в Нижнем Новгороде пока работает без чрезвычайщины. Фото со страницы Глеба Никитина в «ВКонтакте»

По аналогии с федеральным оперативным штабом по борьбе с коронавирусом и его отделениями на местах сейчас в субъектах РФ веерно создаются антикризисные штабы по противодействию санкциям. 10 марта о них сообщили из Приморья, Чувашии и Кемеровской области, накануне о том же отчитались Хабаровский край, Новосибирская область и Крым. В общем, структура развернута уже в более чем половине регионов. Эксперты отмечают, что де-факто это будут чрезвычайные органы, действующие без официального объявления ЧП.

Например, губернатор Приморского края Олег Кожемяко необходимость создания штаба обосновал так: «Нужно контролировать цены, незамедлительно приступать к работе по дорожному хозяйству, реализовывать проекты благоустройства, устанавливать площадки. Необходимо создать резервные фонды, запас прочности в первую очередь для социальных обязательств, выплаты заработной платы сотрудникам бюджетной сферы».

Другие губернаторы, объявившие об организации подобных структур 10 марта или накануне, высказались аналогично; в тех же субъектах РФ, где штабы появились ранее, их вообще особо не пиарили. Правда, скажем, глава Нижегородской области Глеб Никитин воспользовался заседанием, чтобы представить свои идеи по поводу антикризисного управления регионом и даже всей страной. По подсчетам «НГ», со дня на день, максимум в течение недели, почти в каждом субъекте РФ уже заработает антикризисный оперативный штаб. Каждый день по два-три региона отчитываются об их создании. Таким вот образом руководство страны отвечает на санкции Запада, введенные после начала специальной военной операции в Украине. Правительство России организовало федеральный оперативный штаб по повышению устойчивости развития экономики еще 1 марта. Руководит им глава кабинета министров Михаил Мишустин.

Хотя реальная подоплека организации данной всероссийской структуры пока остается в тени, по своему характеру она напоминает об оперативном штабе по борьбе с коронавирусом, который в свое время получил, по сути дела, чрезвычайные полномочия. А затем они были переданы регионам, тем самым с федерального Центра была снята ответственность почти за весь негатив, связанный с ограничениями и запретами для бизнеса и граждан. «НГ» спросила экспертов, не стоит ли ожидать чего-то похожего и в деле противодействия западным санкциям.

Руководитель аналитического центра КПРФ Сергей Обухов сказал «НГ»: «Вертикаль власти для того и существует, чтобы правительство спускало в регионы указания. Создание штабов – традиционный управленческий механизм. В целом штабы действительно призваны действовать оперативно: прорвало ли где-то трубу отопления, закрылось предприятие и т.д. Наша власть оказалась не готова к тому масштабному кризису, который начался, и сейчас разбирается с проблемами наживую, горизонт планирования сейчас сократился до одной-полутора недель. И чтобы не произошло инфраструктурной катастрофы, разрыва снабжения продуктов, лекарств и всего прочего, и были созданы эти штабы. Они получат право кроить региональные бюджеты по своему усмотрению и сверхполномочия, а также право не выплачивать кредиты хоть банкам, хоть федеральному Центру».

Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова заметила «НГ», что ситуация с созданием антикризисных штабов развивается по сценарию, отработанному во время ковида. Она напомнила, что как тогда основная тяжесть положения легла на профильные ведомства, так и сейчас деятельность штабов не выглядит как реальная борьба с кризисом. «По большому счету в нынешней ситуации такие штабы мало что реально могут сделать, потому что по вине федеральной власти страну ждут инфляция, перебои с поставками иностранных запчастей для предприятий, потеря работы людьми, работающими на иностранных предприятиях. И штабы мало что здесь могут сделать, будут работать по мелочам. Поэтому их создание не более чем попытка спустить ответственность с федерального на региональный уровень, чтобы весь негатив получил не федеральный Центр, а местные власти. У нас всегда президент отвечал за раздачу пособий, а в регионах искали стрелочников», – подчеркнула Слабунова. При этом она отметила, что хотя ЧП объявлять никто не будет, поскольку властям пришлось бы в таком случае выплачивать компенсацию гражданам и бизнесу, но по факту полномочия местных властей под создание штабов расширяются и будут чрезвычайными, например, в использовании региональных резервных фондов, а при необходимости – и при введении региональных ограничительных мер либо непопулярных решений.

Однако вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов пояснил «НГ»: «Дело действительно не в том, чтобы снять ответственность с федеральной власти, а в том чтобы обеспечить жизнедеятельность регионов. Ведь федеральные экономические решения не всегда адаптированы под региональную специфику, везде есть свои нюансы. Поэтому это чисто управленческое решение, сейчас Кремлю не до рекламы. Есть стремление держать региона на плаву, чтобы местные власти выполняли свои основные функции, при этом адаптировали задачи, поставленные сверху на более понятном и реализуемом уровне».

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил: «Действительно, антикризисные штабы создаются по образу и подобию оперштаба по борьбе с коронавирусом, начиная с Москвы подхватывают все субъекты. На первый взгляд власть пытается купировать риски и угрозы, особенно там, где есть иностранные предприятия. В Кремле поставили задачу не допустить социально-экономического кризиса, поскольку он может перерасти в политический». Эксперт напомнил: отличие нынешней ситуации от пандемической в том, что с пандемией была надежда на разрешение ситуации самой по себе. Но для решений проблем экономики таких надежд нет, РФ ждет минимум три года жесткого кризиса, а это значит, что будут ухудшаться условия жизни, возможен постоянный рост цен и закрытие предприятий. «Только вот объявить чрезвычайное положение Кремль не может, поскольку нет понимания продолжительности кризиса», – пояснил Калачев. Однако он отверг предположения, что на регионы спустят реализацию непопулярных мер; по его мнению, цель создания подобных штабов прямо противоположная: «Должны быть популярные в народе решения, чтобы решать проблемы людей, потому что отчасти цель создания данных штабов терапевтическая: успокоить население. Возможно, и здесь будет действовать принцип: когда нет реальных дел, вызывай пиар-отдел. Потому что пока задачи не выглядя внятными. Так, предложение о контроле цен, прозвучавшее в некоторых регионах, может, напротив, вызвать дефицит товаров. Но там, где есть торговые сети-монополисты, действительно могут быть цены даже выше рыночных – и с этим, видимо, будут бороться. Но при этом, возможно, регионы получат сверхполномочия и дополнительные ресурсы, потому что сейчас вся надежда на малый и средний бизнес, которые надо поддерживать». 

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ»: «Сейчас и так все органы власти работают в чрезвычайном режиме – 24 часа и 7 дней в неделю. Власти сейчас действительно не до рекламы и популярности. А поскольку регионы отчитываются перед центром, они ищут способы эффективной работы, и поэтому, скорее всего, даже нет указания о создании штабов, они появляются веерно по воле региональных руководителей, ведь те смотрят друг на друга. А вот если бы такое указание поступило из Кремля, то штабы создали бы в один день». Эксперт пояснил, что поскольку санкции больно ударили по экономики, введя ее в кризис, управленческая культура РФ требует органа, курирующего данную проблему. По мнению Макаркина, эффективность у таких штабов будет разная, все зависит от компетенции главы региона: «Сейчас, как ни парадоксально, в глубинке чем-то лучше, чем в крупных городах, зависящих от иностранных инвестиций. Раньше они были факторов эффективности, а сейчас это фактор риска, например, поэтому-то «калужское чудо» обернулось сейчас для области боком. Поэтому на местах будут пытаться решать проблемы, но сверхполномочия регионам вряд ли передадут».



статьи по теме


Читайте также


О готовности украинцев к территориальным уступкам

О готовности украинцев к территориальным уступкам

Социология без политического процесса – это зачастую вопросы без ответов

0
1101
Корейский, балтийский, финский – в Киеве отвергают новые варианты урегулирования

Корейский, балтийский, финский – в Киеве отвергают новые варианты урегулирования

Наталья Приходко

В Украине надеются заинтересовать 47-го президента США персональным "планом победы"

0
1995
Число самоволок в частях украинской армии удвоилось

Число самоволок в частях украинской армии удвоилось

Наталья Приходко

Правоохранители объяснили, когда самовольное оставление части становится уголовным преступлением

0
2289
Рычаги влияния переходят от Запада к Востоку

Рычаги влияния переходят от Запада к Востоку

Сергей Правосудов

Разведка США прогнозирует усиление экономических позиций Китая, Индии и России

0
1652

Другие новости