ЦИК России не остался в стороне от пропагандистского мейнстрима. Кадр из видео ЦИК РФ
ЦИК РФ после месячного перерыва возобновил свои заседания – и сразу вступил в патриотическую кампанию, поместив символ украинской спецоперации в свое название. Поэтому председатель Центризбиркома Элла Памфилова высказалась по поводу санкционного давления и российского ответа на эти напрасные усилия Запада. Что же касается непосредственно деятельности комиссии, то у нее теперь более значимая роль в организации дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Памфилова уверена, что новые поправки в выборные законы соответствуют той ситуации, в которой эти выборы будут проводиться.
Букву «Z» Центризбирком имеет ровно посередине своего неформального названия, но в полном официальном наименовании комиссии данный символ выглядит уже менее интересным. Так же неоднозначно выглядит и избирательное законодательство. Памфилова заявляет, что именно ЦИК является его главным правоприменителем, однако хорошо известно, что все правила и рамки задаются в Кремле. Так что решения о том, будет ли ДЭГ развиваться постепенно или, наоборот, лавинообразно, зависят от политической целесообразности.
Пока же Памфилова, собрав ЦИК 16 марта, то есть спустя ровно месяц после последнего заседания, публично разъясняет самые главные новации выборных законов. Поправки к ним парламент принял на прошлой неделе, а президент подписал 14 марта. И в этом документе, как уже указывала «НГ», нет ничего, что походило бы на выполнение обещаний об усилении общественного контроля над ДЭГ и в целом за электоральными процессами. Картинка выборов окончательно выглядит черно-белой: лояльные власти участники кампании могут ни о чем не беспокоиться, оппозиции и всяческим иноагентам в это дело лучше будет вообще не встревать. Короче говоря, уже в этом году страну ждут «выборы особого периода» – и ЦИК к ним, похоже, морально уже готов.
Недаром глава Центризбиркома опять стала поминать неких недобросовестных критиков избирательного права РФ, а особо – тех, кто высказывается против ДЭГ. А между тем, по ее словам, введено ключевое положение об отказе от опции переголосования. Этим московская система политически и отличалась от общефедеральной. Но теперь прав на различие у отдельных регионов уже не будет, заявила Памфилова. Но в рассуждениях, препятствовала ли эта норма админресурсу или, напротив, ему способствовала, она несколько запуталась. Например, столичные кандидаты от КПРФ, которые как раз и считают, что переголосование было ударом по их результатам, оснований утверждать это не имеют, пояснила Памфилова. Но потом заявила: вот в других регионах такой возможности не было, так там и жалоб нет, а репутация ДЭГ осталась вне подозрений.