0
5705
Газета Политика Интернет-версия

24.03.2024 21:05:00

Теракт 22 марта утяжеляется подробностями и последствиями

Власти РФ ищут заказчиков преступления и прорабатывают разные варианты реагирования

Тэги: подмосковье, теракт, массовый расстрел, миграционная политика, смертная казнь, внутриполитические последствия

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

Online версия

подмосковье, теракт, массовый расстрел, миграционная политика, смертная казнь, внутриполитические последствия Силовики готовят подозреваемых в теракте к отправке на судебное заседание. Кадр из видео из Telegram-канала Следственного комитета РФ

Расследование теракта 22 марта в «Крокус Сити Холле» продолжается, счет погибших и пострадавших растет, а на этом фоне общественное мнение зондируется и даже испытывается рядом нарративов. Главный, который власти РФ транслируют достаточно открыто, – это привязка массового расстрела к ходу украинской спецоперации. Дескать, киевский режим и стоящий за ним Запад начали проигрывать, вот и отвечают такими акциями. При этом чем больше данных о том, что исполнителей теракта нашли среди радикальных исламистов, тем громче призывы к резкому изменению миграционной политики. А также вообще ко всяким ужесточениям, включая возврат смертной казни. Уверенных свидетельств о воле сверху на подобные решения пока, похоже, не наблюдается, но соответствующее информационно-психологическое воздействие становится заметным.

В ближайшее время подозреваемым в причастности к теракту 22 марта в «Крокус Сити Холле» Басманный райсуд Москвы должен определить меру пресечения, вот тогда и станет понятно, сколько уже есть задержанных в ходе расследования. Следственный комитет (СК) России к вечеру 24 марта распространил сообщение, что часть террористов уже доставлена туда под конвоем, а также в очередной раз уточнил обстоятельства теракта и количество жертв. К сожалению, оно продолжает увеличиваться, погибшими считаются 137 человек, из которых трое – дети. Опознано пока только менее половины тел, а на месте преступления обнаруживаются все новые доказательства по уголовному делу.

«Продолжается сбор и процессуальное закрепление доказательственной базы по уголовному делу с целью воссоздания всех обстоятельств произошедшего. В ходе осмотра места преступления не обнаружено заминированных тел и иных следов минирования. С места трагедии изъято четыре комплекта боевой амуниции (разгрузки), более 500 патронов и 28 магазинов, два автомата Калашникова, которыми были вооружены нападавшие», – уточнили в СК. В сообщении говорится о предстоящем привозе в суд четверых подозреваемых, однако напомним, что 23 марта спецслужбы говорили о более чем десятке задержанных исполнителей и пособников теракта. Похоже, что эта информация не то чтобы оказалась недостоверной, но придержана от дальнейшего распространения, скорее всего по оперативным соображениям.

В трагедии, которая случилась вечером 22 марта в концертном зале на окраине столицы, вообще до сих пор остается множество непроясненных обстоятельств, а также вокруг нее достаточно много нестыковок и явно недостоверных сообщений. Напомним, что вооруженные террористы пришли в «Крокус Сити Холл» перед выступлением рок-группы «Пикник» и стали расстреливать идущих туда людей. Почти сразу же в здании возник и пожар, то ли от взрывов, то ли от поджогов, зрители бежали куда кто может. Как потом выяснилось, большая часть жертв случилась, как это обычно и бывает, от огня и дыма, тогда как исполнители акции довольно быстро с места преступления исчезли. Силовики настигли их машину уже в Брянской области, после чего произошел ряд жестких задержаний. И непонятно доселе, по каким же причинам кадры одного из жестких экспресс-допросов, сопровождавшегося избиениями и отрезанием уха, попали в интернет явно не случайно.

Массив видеоинформации появился в Сети 23 марта уже после обращения президента РФ Владимира Путина к гражданам страны. Глава государства заявил: «Все четверо непосредственных исполнителей теракта, все те, кто стрелял, убивал людей, найдены и задержаны. Они пытались скрыться и двигались в сторону Украины, где, по предварительным данным, для них с украинской стороны было подготовлено окно для перехода государственной границы. Всего задержано 11 человек. ФСБ, другие правоохранительные органы работают над выявлением, вскрытием всей пособнической базы террористов: тех, кто обеспечивал их транспортом, намечал пути отхода от места преступления, готовил схроны, тайники с оружием и боеприпасами». Президент объявил 24 марта днем всероссийского траура. Путин также обещал, что «все исполнители, организаторы и заказчики этого преступления понесут справедливое и неизбежное наказание». «Кем бы они ни были, кто бы их ни направлял. Повторю: мы установим и покараем каждого, кто стоит за спиной террористов, кто готовил это злодеяние, этот удар по России, по нашему народу», – сказал президент.

62-3-2480.jpg
К «Крокус Сити Холлу» люди принесли
огромную гору цветов.  Фото Reuters
Показательно, что сразу же на достаточно высоком и, в общем-то, вполне официальном уровне стала распространяться версия о причастности не только киевского режима, но и в целом Запада. При этом власти Украины моментально заявили о своей непричастности, но не смогли удержаться от того, чтобы не обвинить уже власти РФ. Ведущие западные державы осудили теракт, однако украинскую версию его происхождения отвергли. И приоткрыли завесу секретности над сделанным неделей ранее предупреждением для своих граждан об ухудшении ситуации с внутренней безопасностью в РФ. Оказывается, те же США якобы заранее предупредили Кремль и российские спецслужбы, что угроза идет от радикальных исламистов. Так что когда появились более четкие изображения террористов, стало понятно, что американские предупреждения им не противоречат.

Однако, как бы отвечая на информацию о том, что стреляли в людей в «Крокусе» выходцы из Таджикистана, Путин в своем обращении напомнил об отсутствии у преступников национальности. И это, кстати, вызвало серьезные волнения в лагере ультрапатриотов, которые к тому времени уже принялись призывать к жестким мерам против находящихся в России мигрантов из Средней Азии. Когда же 24 марта стало известно, что школьный урок «Разговоры о важном» в понедельник меняет тему, чтобы дети узнали больше о том, в чем заключается политика межнационального единства, то антимигрантская общественность обеспокоилась еще сильнее.

Между тем дискуссия о мигрантах и их причастности к громкому преступлению в последние пару дней объективно перешла на другой уровень – к требованиям о возврате в России смертной казни. Одним из первых к этому призвал лидер «Справедливой России – За правду» Сергей Миронов. Он совпал во мнении с зампредом Совбеза РФ Дмитрием Медведевым. Однако даже более серьезным оказалось выступление лидера фракции «Единой России» в Госдуме Владимира Васильева. Потому что он не написал о возможном решении по смертной казни в соцсетях, а выступил по официальному каналу нижней палаты. Правда, конкретного и точного он ничего не сказал, но заметил, что после серьезной проработки будут приняты те решения, которые ответят на запросы общества.

Последнее тем временем никакого особого запроса не сформулировало, на что обратили внимание критики разговоров о возврате смертной казни. Одним из них стал сенатор Андрей Клишас, заявивший, что соответствующее решение Конституционного суда не смогут преодолеть ни Госдума, ни Совет Федерации. Такое категорическое утверждение, конечно, странно было слышать от законодателя, который подписался, например, под поправкой к Конституции об обнулении президентских сроков. К Клишасу присоединился вице-спикер Госдумы Владислав Даванков: «Наша страна исчерпала лимит на смертные казни уже в прошлом веке. Революционные тройки, военно-полевые суды, сталинские репрессии. Расстрелянных оправдывают и реабилитируют до сих пор. Но посмертное оправдание – слабое утешение. Поэтому я категорически против возврата смертной казни в России». Даванков предложил жестче контролировать оборот оружия, второе его предложение – это «серьезная работа над миграционным законодательством: слишком просто получается приехать в страну не только тем, кто хочет здесь добросовестно работать, но и людям, которые хотят откровенного зла».

Как напомнил «НГ» член президентского Совета по правам человека Александр Брод, два года назад опросы россиян показали, что применение смертной казни одобряют 43% – и тогда эксперты заговорили о снижении ее сторонников, которых в 2019 году было 69%. «Но после всякого теракта, повлекшего гибель людей, кривая настроений сторонников радикальных мер резко взлетает вверх. Так происходит и сейчас. При этом наблюдается разброс мнений в высших эшелонах власти. Сенатор Клишас продолжает настаивать на том, что ни Дума, ни Совет Федерации не могут преодолеть решения Конституционного суда РФ. Замглавы Совбеза Медведев говорит о возможности применения смертной казни без изменения Конституции. Не исключаю, что, идя навстречу настроениям негодования общества, мораторий будет снят в отношении террористов», – заметил Брод. Но он уточнил, что сам лично является убежденным противником смертной казни: «Эта мера не панацея, что показывают исследования в тех странах, где она применяется. Тем более в условиях нашего особого правосудия возможны трагические и невозвратные ошибки. Кроме того, ящик Пандоры будет открыт и возникнет искушение расширять применение смертной казни на новые составы преступлений».

«НГ» запросила у экспертов прогноз на внутриполитические последствия теракта 22 марта. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «Можно до бесконечности наблюдать три вещи – обсуждение выноса Ленина из Мавзолея, переименование Волгограда в Сталинград и возвращение смертной казни. Три способа переключения общественного внимания. Хотя, по опросам, большинство населения за смертную казнь, но полагаю, что до этого не дойдет. Тема ужесточения миграционной политики тоже останется пропагандистским нарративом. Все останется по-прежнему, ужесточение миграционной политики находится в противоречии с интересами экономики».

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов пояснил «НГ»: «С одной стороны, есть цель политиков и партий напомнить о себе, с другой – постараться попасть в вектор власти. Сейчас официальная интерпретация прошедших событий все больше вызывает сомнений, но уже было, что после теракта в Беслане последовали законодательные ужесточения, никак не связанные с ним, например отмена выборов губернаторов. Поэтому есть догадки, что и сейчас могут быть какие-то изменения. Власть часто хочет переключить внимание новой повесткой». И эксперт напомнил, что разговоры о смертной казни возникают в российском обществе постоянно. Что же касается ужесточения миграционной политики, то, по его мнению, оно выглядит нереализуемым: «Обычно все подобные инициативы сводятся к повышению контроля за мигрантами со стороны правоохранителей, а они могут привести к еще большей маргинализации приезжих. Проблема же сейчас в социализации мигрантов. Кроме того, это может привести к удорожанию либо дефициту рабочей силы, что, в свою очередь, не способствует социально-экономической стабильности». 

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин сказал «НГ», что обе инициативы не следует привязывать к теракту: «Не стоит брать грех на душу, уподобляться этим террористам и брать на себя решение кому жить, а кому умирать. Но вот решение по ужесточению миграционной политики вполне может быть и даже должно быть. Однако это решение должно приниматься обдуманно и системно, так, чтобы не наломать дров. Большинство мигрантов – это добропорядочные люди, лишь меньшинство из них – преступники». Соответствующие инициативы, полагает он, вполне могут поступить, но «смертную казнь не вернут, ужесточить же миграционную политику могут, при желании можно хоть завтра даже и закрыть страну, правда, это вряд ли последует».

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что восстановить смертную казнь было бы сложно. Во-первых, есть решение Конституционного суда. Например, там сказано о прогрессе РФ в правовой сфере, а теперь выходит что – надо это опровергнуть и признать, что прогресса не было? Во-вторых, закон обратной силы не имеет, поэтому даже если что-то и примут, то нынешние террористы под него не подпадут. В-третьих, у политического класса есть осторожность в решениях: «Надо понимать, что после любого теракта, громкого преступления возобновляются разговоры о смертной казни, число ее сторонников растет, общество требует отмщения. Но соблазн вернуть останавливают соображения, что распространения этого вида наказаний рано или поздно будет происходить на все большее количество преступлений. В СССР была казнь за коррупцию и экономические преступления, например. Чиновники этого вряд ли хотят. Тем более, что общество как раз только одобрит казнь коррупционеров». И, наконец, в-четвертых, сказал Макаркин, наличие этого вида наказаний никак не препятствует предотвращению преступлений, «в качестве сдерживающей меры смертная казнь не годится».

Что касается миграционной политики, то это, по его словам, одна из тем, в которых оппозиционные политики всегда соревнуются. И сама она весьма популярна, однако «можно принять меры по ужесточению миграционной политики, но непонятно, насколько они будут эффективны». Во-первых, всегда есть коррупционная составляющая и возможность любые меры обойти. Во-вторых, может возникнуть дефицит рабочей силы, что не будет выгодно для экономики. В-третьих, есть еще и демографические проблемы, решаемые за счет мигрантов». «Скорее всего, будут приняты не системные, а точечные меры по ужесточению миграционной политики, от привлечения мигрантов чиновники не откажутся», – предположил он. Меры по укреплению безопасности будут реализовываться за счет усиления оперативной работы и сотрудничества со странами – поставщиками рабочей силы.



Читайте также


Лидера "Альтернативы для Германии" впервые выдвинули в канцлеры

Лидера "Альтернативы для Германии" впервые выдвинули в канцлеры

Олег Никифоров

Алисе Вайдель позволил высказаться Илон Маск

0
543
Теракт в Магдебурге подорвал доверие к Шольцу

Теракт в Магдебурге подорвал доверие к Шольцу

Олег Никифоров

Рейтинг канцлера ФРГ снизился более чем в три раза

0
3825
3. Теракт в «Крокусе» превратился в повод для ужесточения миграционной политики

3. Теракт в «Крокусе» превратился в повод для ужесточения миграционной политики

Трагедия усилила общественный запрос на ограничения в отношении приезжих

0
4695
2. «Тюремные джамааты» пошли на бунт

2. «Тюремные джамааты» пошли на бунт

Исламисты захватывали заложников и нападали на церкви и синагоги

0
12164

Другие новости