О социальной концепции русского православия. Под общей редакцией М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2002.
Принятие в августе 2000 г. "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви" вызвало широкий общественный резонанс и разноречивые отклики в СМИ. Через два года вышла в свет коллективная научная монография, подготовленная исследовательским центром "Религия в современном обществе" Института комплексных социальных исследований РАН.
Авторский коллектив предпринял попытку рассмотреть социальное учение Церкви в историческом и культурологическом контексте. В книге содержится освещение как методологических основ конфессиональных социальных доктрин, так и актуальных вопросов политики, науки, культуры, права, медицины, государственно-конфессиональных, межэтнических проблем, войны и мира, глобализации, социального служения Церкви. При этом авторы различных разделов излагают собственное видение проблем, которое в ряде случаев носит дискуссионный характер.
Отмечая, что не все положения ОСК в равной мере детально проработаны, авторы ограничились следующими разделами: "Методология", "Проблемы государства и межконфессиональные отношения", "Культура, общественное служение", "Право и политика", "Средства массовой информации".
Раздел "Методология" открывается главой "Социальная концепция РПЦ: методология, характерные черты", написанной М.П. Мчедловым и содержащей анализ исторического опыта построения конфессиональных социальных доктрин и их характерные черты на примере Римско-Католической Церкви. Автором отмечены концептуальные идеи католической социальной доктрины, в частности, положение о несовершенстве существующих моделей общественного устройства, неспособных к преодолению социального неравенства.
Вторая глава данного раздела "О принципе свободы совести", написанная религиоведом Л.Н. Митрохиным, рассматривает церковный документ под углом утверждения в российском обществе и государстве принципа свободы совести. Автор полагает, что свобода совести не может рассматриваться абстрактно, а обусловливается цивилизационными и социально-культурными характеристиками.
Во втором разделе "Проблемы государства и межконфессиональные отношения" принципиальную важность имеет глава "Актуальные проблемы государственно-конфессиональных отношений", написанная полномочным представителем правительства РФ в Государственной Думе А.В. Логиновым. В ней дан анализ социальной концепции РПЦ в связи с разработкой оптимальной модели отношений государства и Церкви. В данном же разделе помещена глава "Православие и мусульманство", где на историческом фоне взаимодействия православных и мусульманских народов России приведен сравнительный анализ содержания ОСК РПЦ и "Основных положений социальной программы российских мусульман", принятых Советом муфтиев России в 2001 году.
В главе "Вопросы культуры в социальной концепции РПЦ", написанной историком культуры В.В. Горбуновым, рассмотрены проблемы отношений религиозной и светской составляющих культурного процесса. Отмечается, что в ряде случаев эти отношении носят весьма острый характер. Отметим и помещенную в данном разделе главу "В фокусе внимания современная медицина", принадлежащую исследовательнице проблем биологической и медицинской этики И.В. Силуяновой.
Обширный раздел "Право и политика" включает главы "Христианская этика и светское право" и "Международные отношения". Последняя написана А.А. Красиковым. В ней на основе фактического материала дан анализ основных направлений международной деятельности РПЦ в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Завершает монографию раздел "Средства массовой информации", в котором рассматривается отражение религиозной жизни России на страницах печатных изданий различной идейной и политической ориентации.
В качестве приложения в книге опубликован текст "Основ социальной концепции РПЦ", что позволяет читателю в процессе знакомства с разделами монографии обращаться непосредственно к соответствующим положениям документа.