0
11159
Газета Печатное дело Интернет-версия

16.03.2021 16:53:00

Пятое Евангелие от Данте Алигьери

Как современному человеку понять «Божественную комедию»

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед, журналист.

Тэги: данте, божественная комедия, никея, христианство


4-15-1480.jpg
Франко Нембрини. Данте,
который видел Бога.
«Божественная комедия»
для всех. – М. Никея, 2021.
Название книги итальянского писателя и педагога Франко Нембрини несколько претенциозно. «Данте, который видел Бога» – понятная гипербола и свидетельство благоговения автора перед духовидцем Алигьери. «Божественная комедия» для всех» – намерение автора в порыве миссионерского вдохновения сделать средневековое произведение доступным пониманию каждого. Книга Нембрини издана на русском языке к 700-летию шедевра мировой литературы.

Один из ключевых моментов размышлений Нембрини – «Путешествие (по маршруту Данте) сквозь ад – это начало подъема», и эта очевидная ныне благодаря глубинной психологии истина за прошедшие века была основательно забыта, да по большому счету никому и не известна, кроме отдельных христианских мистиков. Значима и легендарная строка «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу», открывающая поэму: «Во всем достигнув успеха, он мог бы заявить: «Я в полном порядке, я создал и обеспечил семью, я успешен в политике, у меня все получилось». Однако он словно говорит: «В этом году я достиг всего; но именно сейчас я начинаю честно смотреть на себя, на свою жизнь и свою историю. И что же я могу сказать о жизни, истории и себе? Я достиг достатка, успеха в политике и в отношениях с женщиной (у меня есть вилла на море, счет в банке, здоровье – могли бы добавить мы). Но, имея все это, я все равно не приблизился к главному в жизни, потому что главное – это свет».

Холистичность средневекового мировоззрения и последующую его раздробленность автор описывает как одну из главных причин современного – плачевного – состояния мира: «В результате мы получаем картину сегодняшней жизни: все чудовищно разобщено, отдельные части больше не образуют целого, кажется, что вещи более ничем между собой не связаны. Как же это отличается от того, что мы читаем у Данте!» Его же Нембрини и предлагает как образец, пример и носитель этой в некотором смысле идеальной средневековой культуры.

Ради восстановления целостности предлагается развивать диалог с наукой. Это происходит в прилагаемой в качестве эпилога беседе автора с астрофизиком Марко Берсанелли. Здесь Нембрини предполагает помимо прочего, что Данте не только «родоначальник поэзии в упомянутом смысле, но и научного мировоззрения» вообще. Но не того научного мировоззрения, коренящегося в эпохе Просвещения и находящегося в оппозиции к религиозному подходу, а предшествующего ему мировидения Средневековья. Пример тому – сам Данте, бывший литератором, поэтом, ученым, астрономом и богословом, а все эти возможные и столь различные пути вели к одной цели – «получить ответ на вопрос, существует ли Бог». «Достоинство Средневековья заключалось в том, что оно воспринимало действительность в ее целостности, через призму религиозного взгляда. Тогда как современная трагедия коренится в разрыве этого связующего единства, когда наука идет в одном направлении, этика – в другом, а человек сходит с ума», – считает автор.

Согласно участникам диалога, современная наука не просто родом из Средневековья, но вообще не могла возникнуть в иных условиях, в другой культуре и цивилизации. Берсанелли прямо заявляет, что современная наука не случайно появилась именно «на христианском Западе – а не в Индии или Китае, где бытуют принципиально иные представления о божественном». Современное научное мировоззрение – не что иное, как модифицированное христианством мировоззрение Аристотеля за последующим вычетом Бога.

Нембрини, следуя за Данте, интерпретируя его, предлагает путь к спасению, который пролегает через… желание. Однако это «желание» не минутная прихоть, а нечто гораздо большее – скорее эмоционально окрашенная воля, позволяющая человеку неотступно следовать по пути само- и богопознания.

«Божественная комедия» была бы невозможна без драматической истории любви Данте к Беатриче, которая принимает действенное участие в его мистериальном путешествии. Чистая и возвышенная любовь послужила триггером, катализировавшим духовный поиск и откровение духовидца, и стала своего рода эталоном. Лишившись возможности осуществить свою любовь при жизни «реальной», мирской, Данте реализует ее в духовном путешествии, где Беатриче предстает сначала его водительницей, а затем и вовсе отождествляется с Девой Марией.

У Данте в понимании Нембрини огромную роль играет чистилище – фактически «придуманный» им самим посмертный удел, не принадлежащий ни раю, ни аду. Роль и смысл этого удела – давать надежду и возможность искупления. «Почему Данте поместил вопрос о любви именно в «Чистилище»? Разве не логичнее было бы объяснить природу Бога как любви и Троицы (а значит, и природу человека, созданного по Его образу и подобию) в «Рае»? Почему в «Чистилище»? Да потому, что природа Бога (а значит, и моя природа) становится понятной только в жизни, только в опыте свободы, только изнутри».

Какие рецепты для личного спасения и совершенствования мира предлагает Нембрини? Прежде всего восстановить единство науки и поэзии: «Вызов третьего тысячелетия – в способности заново обрести это видение, чтобы стали снова возможны и реальны поэзия и наука. Поэзия, несводимая к языковой форме, но способная передавать смыслы, и наука, не ставшая просто техничным экспериментированием, диким и античеловечным. Запад благодаря своей христианской традиции должен заново обрести тот взгляд на мир, который через поэзию и науку спасет человека».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Исламская партия еврейского государства

Исламская партия еврейского государства

Михаил Стрелец

Положение и роль фракции «Раам» в израильской парламентской демократии

0
11507
Христиане Ливана меж двух миров

Христиане Ливана меж двух миров

Михаил Стрелец

Вместе с падением влияния некогда доминировавшей общины слабеет суверенитет Страны кедров

0
11678
Лесков и очарованный евангелизмом странник

Лесков и очарованный евангелизмом странник

Владимир Попов

Портрет лорда Редстока под пером русского писателя

0
17758
Безъядерное христианство после Хиросимы

Безъядерное христианство после Хиросимы

Георгий Тихонов

Во что верит новый премьер-министр Японии

0
19377

Другие новости