0
1722
Газета Тенденции Интернет-версия

02.10.2002 00:00:00

Преодолеть кризис экуменизма

Сергей Чапнин

Об авторе: Сергей Валерьевич Чапнин - ответственный редактор газеты "Московский церковный вестник".

Тэги: кризис, экуменизм


Не секрет, что отношения Всемирного совета Церквей (ВСЦ) и православных в последние годы были достаточно напряженными. Жесткая критика экуменического движения звучала со стороны не только отдельных групп мирян, но и представителей православного епископата. К 1998 г. игнорировать эту критику оказалось уже невозможно. Что должно измениться во Всемирном совете Церквей, чтобы православные его не покинули? Этими вопросами три года занималась Специальная комиссия ВСЦ. Результаты ее работы были озвучены в итоговом докладе на заседании Центрального комитета ВСЦ (Женева, 26 августа - 2 сентября 2002 г.). Они показали, что преодолеть кризис экуменического движения без участия православных невозможно.

Принятый документ можно назвать первой реальной попыткой преодолеть кризис экуменического движения. Об этом необходимо говорить достаточно определенно, так как в нем обозначены болевые точки в отношениях между протестантами и православными. (Напомним, что Римско-Католическая Церковь не является членом ВСЦ и обладает только статусом наблюдателя. - Ред.) И это не случайно - сегодня именно они являются главными партнерами в экуменическом диалоге. На всем протяжении пути экуменического движения отношения между православными и протестантами складывались драматично: от обсуждения признания англиканского священства православными в 30-е гг. ХХ века до заявлений о невозможности евхаристического общения с протестантскими Церквами после введения последними женского священства.

Несмотря на то что членами Всемирного совета Церквей являются все Православные Церкви (кроме Болгарской и Грузинской, которые вышли из ВСЦ в 1997-1998 гг.), а также Восточно-Православные (дохалкидонские) Церкви, их голос в экуменическом движении в конце ХХ века практически не был слышен. Подавляющее большинство из 342 Церквей - членов ВСЦ относится к различным протестантским деноминациям, и они легко могли игнорировать не только выступления отдельных православных, но и согласованную позицию всех Поместных Православных Церквей.

Неудивительно, что с начала 90-х годов со стороны православных усилилась критика участия их Церквей в экуменическом движении. И по инициативе Русской Православной Церкви в мае 1998 г. представители всех Поместных Церквей приняли в Салониках совместное коммюнике "Оценка новых фактов в отношениях между православием и экуменическим движением". В нем прозвучал призыв отказаться от участия в экуменических богослужениях и общих молитвах на предстоящей Ассамблее ВСЦ, а также не принимать участия в голосовании.

Генеральная ассамблея ВСЦ была вынуждена прислушаться к критике православных, и в декабре 1998 г. на паритетных началах создается Специальная комиссия. Половину из ее 60 членов составляют православные, а другую половину - протестанты. Сопредседателями избираются митрополит Эфесский Хризостом (Константинопольский Патриархат) и епископ Рольф Коппе (Евангелическая Церковь Германии). Генеральная ассамблея поручила комиссии не только изучить весь спектр вопросов, связанных с православным участием в ВСЦ, но и подготовить конкретные предложения по изменению структуры и методов работы Совета.

Работа Специальной комиссии продолжалась более трех лет. Наконец, в августе 2002 года комиссия представила свой 32-страничный итоговый документ Центральному комитету ВСЦ. Он имеет достаточно сложную структуру: отчет разделен на три основные части и имеет четыре приложения. В этом и сопутствующих документах определен ряд проблем, которые относятся как к богословию, так и к административной структуре Всемирного совета Церквей.

Прежде всего в документе еще раз отмечается, что ВСЦ не является Церковью и не имеет своего особого вероучения. Вопросы экклезиологии (то есть учения о Церкви) являются фундаментальными, и от того, как на них отвечают участники ВСЦ, зависит ответ на социальные и этические проблемы, вопросы членства и формы совместной молитвы.

Сегодня с экклезиологической точки зрения члены Всемирного совета Церквей разделяются на две группы. Одни (как, например, православные) считают свою Церковь Единой, Святой, Соборной и Апостольской, другие считают себя частью Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. От этого зависит понимание самой цели экуменического движения. Так, Специальная комиссия рекомендовала ВСЦ полностью отказаться от использования термина "экуменическое богослужение". Православная экклезиология не предполагает возможности совместной евхаристии с другими конфессиями, а употребление самого термина вводит в заблуждение. Всемирный совет Церквей - не суперЦерковь. Это означает, что он не может иметь своего собственного богослужения. Поэтому комиссия предложила ввести строгое разграничение "совместной конфессиональной молитвы" и "совместной межконфессиональной молитвы", причем последняя должна быть составлена с уважением к традициям ее участников.

Как сделать так, чтобы голос православного меньшинства был слышен? Прежде всего при принятии решений ВСЦ предложено перейти на модель консенсуса - общего согласия, а не общего голосования и большинства голосов. Кроме того, помимо полного членства предложено ввести ассоциированное. За этим, казалось бы, техническим решением стоит большая богословская дискуссия. Первое предложение православных - построить Всемирный совет Церквей по принципу "конфессиональных семей", то есть четыре основные "семьи": православные, католики, протестанты и так называемые "свободные Церкви" - были бы представлены на равных. Однако уже на первых этапах обсуждения возникли серьезные трудности. Во-первых, католики не участвуют в деятельности ВСЦ, и они не согласились бы войти даже на новых условиях. Во-вторых, членами ВСЦ является множество небольших Церквей, которые вообще не относят себя ни к какой традиции. В результате долгих дискуссий возникло предложение учредить новый статус - "Церкви, которые находятся в ассоциации с Всемирным советом Церквей". Другими словами, Церкви, не будучи членами ВСЦ и не принимая на себя никаких обязательств, все же получают возможность сотрудничать с ВСЦ по тем вопросам, которые эти Церкви интересуют. Не исключено, что в этом качестве в ВСЦ могли бы вернуться и Грузинская, и Болгарская Православные Церкви. В группу ассоциированных членов попадают также и небольшие протестантские Церкви, которые не преодолевают барьер в 50 тыс. членов.

Более четким и согласованным должен стать механизм принятия решений по социальным и этическим проблемам современного мира. Несмотря на продолжительные дискуссии, все эти предложения были приняты.

Следует особо отметить и единодушную поддержку итогового документа самими православными. Как известно из прежнего опыта, трения между Московским и Константинопольским Патриархатами возникают чаще, чем полное взаимопонимание. На этот раз поддержка была обоюдной. Критика документа прозвучала только со стороны Предстоятеля Албанской Православной Церкви Архиепископа Анастасия, который выступил против ассоциированного членства.

В любом случае итоговый отчет - это согласительный документ. Он отражает ту степень компромисса, которую сегодня удалось достигнуть между православными и инославными. Поэтому ни одна сторона не может признать, что ее позиция выражена в полной мере. Более того, уже звучит критика как со стороны православных, которые утверждают, что некоторые пункты сформулированы слишком мягко, так и со стороны протестантов, которые утверждают, что православным сделаны слишком большие уступки. "Нельзя, конечно, ожидать от этого документа, что он будет стопроцентно отражать нашу озабоченность и стопроцентно решать наши проблемы. Но, я думаю, то, что можно было сделать в рамках Специальной комиссии, мы сделали", - подчеркивает епископ Подольский Иларион, который на последнем заседании ЦК ВСЦ возглавлял делегацию РПЦ.

Смогут ли эти предложения качественно изменить характер экуменического движения сегодня, покажет время. Реорганизация ВСЦ - это длительный процесс, который сегодня осложняется многими факторами. В частности, уже в этом году ВСЦ оказался в крайне сложной финансовой ситуации, а в ближайшее время предстоит еще и смена высшего руководства ЦК ВСЦ. Очевидно одно: в отчете Специальной комиссии заложены все основные механизмы для успешной реформы, и это понимают как протестанты, так и православные.

Итоги работы комиссии мы попросили прокомментировать ее сопредседателя, епископа Евангелической Церкви Германии Рольфа Коппе.

- У итогового отчета Специальной комиссии достаточно сложная структура. Как бы вы определили его основные положения?

- Прежде всего я хочу отметить, что это первый случай, когда мы имели достаточно времени, чтобы обсудить те проблемы, которые накапливались все последние годы в отношениях между протестантами и православными.

Начну с того, что православных не устраивал механизм принятия решений, который они квалифицировали как "западный", то есть когда православные всегда оставались в меньшинстве. Иногда, с их точки зрения, решения принимались слишком быстро, конкретные предложения и поправки участников были неожиданными, если не сказать - странными. Другая проблема - сами вопросы, которые иногда ставились в повестку дня.

Специальная комиссия попыталась показать, что модель консенсуса при принятии решений лучше подходит для нашей работы. Эта модель была предложена Объединяющейся Церковью Австралии. У них уже был десятилетний опыт принятия решений консенсусом. Это позволило вести дискуссии более плодотворно, а решения в этом случае не оскорбляют тех, кто не согласен с ними. Например, при консенсусе можно сказать, что какой-то документ не может быть принят просто потому, что в нашей Церкви эти вопросы еще не обсуждались подробно. И для тех, кто принимает решения, важно понимать, что формирование позиций по некоторым вопросам на уровне ВСЦ может вызвать серьезные проблемы внутри той или иной Церкви.

Мы признали, что западная парламентаристская модель принятия решений чужда православной традиции, консенсус является эффективной альтернативой. И одно из приложений к итоговому отчету Специальной комиссии как раз и объясняет, что такое консенсус, ведь никто из членов ЦК ВСЦ пока этого не знает. Теперь перед нами стоит задача научить людей работать в этом стиле. Возможно, нам придется ближе познакомиться с деятельностью Синодов Поместных Православных Церквей, чтобы увидеть, какой опыт есть у самих православных. Другими словами, изучение этого вопроса еще продолжается, хотя не исключено, что элементы консенсуса могут быть использованы ВСЦ в ближайшее время.

- Протестанты согласились с предложением отказаться от понятия "экуменическое богослужение". Это было трудное решение?

- Понимание того, что не стоит все смешивать в одну кучу, безусловно, есть. Даже во многих протестантских Церквах существует мнение, что в этом есть перебор. С другой стороны, звучали и опасения, что может прекратиться экуменическое знакомство с различными богослужебными традициями. И это будет шаг назад по отношению к достигнутому. Думаю, мы можем принять это предложение, но относиться к нему необходимо внимательно и добросовестно.

В вопросе о совместной молитве сложно провести разделение между вопросами административными и богословскими. По традиции ВСЦ всегда совершалась совместная молитва. Что это такое? Смесь различных конфессиональных традиций или это строго конфессиональная молитва тех, кто может совместно совершать литургию? Во втором случае представители других конфессий не могут в полной мере участвовать в такой литургии. Для нас это важнейший момент.

Во время работы Специальной комиссии со стороны православных вопрос был поставлен еще более радикально: можем ли мы вообще устраивать совместные молитвы, имея различную экклезиологию (то есть учение о Церкви. - Прим. авт.)? Допустимо или нет молиться с протестантами? Здесь нам пришлось серьезно обсудить различные вопросы церковного Предания. Для нас, неправославных членов комиссии, это был труднейший момент, так как мы были совершенно не подготовлены для подобного обсуждения. Но и среди православных членов комиссии возникла дискуссия, в каких формах возможно молитвенное общение с протестантами. Нам пришлось создать специальную подкомиссию, которая занималась исключительно вопросом совместной молитвы. Так возникло предложение провести четкое разграничение между "конфессиональной совместной молитвой" и "межконфессиональной совместной молитвой". Я считаю, что это хорошее решение. Первый термин звучит понятно - это молитва тех, кто принадлежит одной традиции. Второй имеет экуменический аспект. Например, в состав такой молитвы могут входить элементы православного богослужения, и, должен сказать, это уже делается многими протестантскими Церквами вот уже пятьдесят лет. С другой стороны, нам необходимо создать комиссию по подготовке таких молитвенных собраний для ВСЦ.

- В документе отмечается, что озабоченность православных по некоторым вопросам разделяют и протестанты. Вы упомянули об этом, говоря о проблеме совместной молитвы. Каких еще вопросов это касается?

- Да, действительно, это и вопрос совместной молитвы, и вопрос членства во Всемирном совете Церквей. Последний вопрос объяснить непросто. Он тесно связан с историей ВСЦ. Сегодня все новые и новые протестантские Церкви заявляют о желании вступить в ВСЦ, особенно из Африки и Азии. Некоторые из них уже раскололись, и от них мы имеем двух представителей в ВСЦ, в то время как число Православных Церквей остается прежним. Другими словам, дисбаланс между представительством православных и протестантов увеличивается. Кроме того, на последней Генеральной ассамблее ВСЦ в Хараре было 960 делегатов, а это все-таки много. И некоторые протестанты говорят: "Дальше так продолжаться не может". Нельзя просто увеличивать общее количество членов ВСЦ.

- Какие предложения по членству сделала Специальная комиссия?

- Самое важное предложение касается нашего общего вероисповедания. Мы предложили внести в устав ВСЦ положение о необходимости исповедания членами ВСЦ Никео-Цареградского символа веры. Здесь есть о чем задуматься некоторым протестантским Церквам. Сформулировать это предложение было далеко не просто. Вторым принципиальным предложением было поднять нижний порог членства с 25 до 50 тысяч членов. В ВСЦ состоит несколько небольших Церквей, которые не могут увеличить свою паству просто потому, что находятся на островах. И поэтому они имеют особый статус, но представлены в ЦК ВСЦ, как все, пятью членами. Отныне паства Церкви должна быть не менее 50 тысяч человек. При этом комиссия подтверждает, что православные играют важную роль в работе ВСЦ, они должны составлять не менее 25% от общего количества членов. Кроме того, мы выступаем за создание Паритетной комиссии, которая станет преемницей Специальной комиссии.

- Другими словами, еще остались вопросы, которые необходимо обсудить православным и протестантам на паритетной основе. Как бы вы их сформулировали? Очевидно, что мандат Специальной комиссии не давал ей возможности заниматься всем сразу┘

- Да, это так. Например, вопрос о формировании повестки дня ЦК ВСЦ или Генеральной ассамблеи по вопросам социальной этики. Некоторые протестантские Церкви просят нас внести в повестку дня вопрос о гомосексуализме. Этого никогда не делалось, но у всех протестантов есть эта проблема. Паритетная комиссия должна будет вынести суждение, пришло ли время для такого обсуждения или это приведет к тому, что делегации некоторых Церквей просто покинут такую встречу. Паритетная комиссия даст Исполнительному комитету и ЦК свои рекомендации. Таково наше предложение.

Другой вопрос - позиция по палестино-израильскому конфликту. Я не вижу путей разрешения этого конфликта, но мы постоянно его обсуждаем. Может быть, его стоит отложить и внести какой-либо новый ранее не обсуждавшийся вопрос - например, о богословии иконы или творении, где православные могли бы внести свой вклад в дискуссию. Но этого до сих пор ни разу не было сделано. Паритетная комиссия как раз могла бы выступить с таким предложением, но до конца непонятно, какая будет у этой комиссии компетенция.

- Предложения Специальной комиссии носят настолько принципиальный характер, что потребуют изменения действующего устава ВСЦ┘

- Да, именно так. Это находится в компетенции Генеральной ассамблеи. На прошедшем заседании ЦК ВСЦ состоялась только первая дискуссия. У нас есть еще несколько лет, за это время можно будет подготовить все необходимое для этой процедуры. Я очень надеюсь, что ЦК ВСЦ примет наши предложения. В противном случае мы получим ряд серьезных проблем. Все наши предложения так или иначе связаны с изменением устава ВСЦ.

- Я был приятно удивлен, увидев в документе особое внимание к богословским вопросам. Можно ли говорить, что экуменическое движение вновь сознает важность богословского диалога?

- Мы находимся на таком этапе, что необходимо идти вглубь, серьезнее заниматься именно богословскими вопросами. Надеюсь, что здесь я выражаю общее мнение членов Специальной комиссии. Оказалось, что мы недостаточно хорошо знаем друг друга. Нам не хватает взаимопонимания, когда мы говорим об экклезиологии, совместной молитве, но также и о вопросах членства. Что значит быть членом ВСЦ для той или иной Церкви? Это требует дополнительного исследования и анализа. Мы обратились к комиссии "Вера и церковное устройство" провести такое богословское исследование. С другой стороны, серьезный акцент на богословии связан с позицией православных на совещаниях комиссии в Сирии и Египте, на Крите и в Чехии. Для некоторых членов Специальной комиссии со стороны протестантов весь контекст работы комиссии, православная литургическая традиция и вся организация церковной жизни оказались чем-то неожиданным. Это позволило им по-новому увидеть и богословскую проблематику.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1326
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1512
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1624
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3880

Другие новости