0
1798
Газета Тенденции Интернет-версия

15.09.2004 00:00:00

Обновленный ислам

Алим Коканлы

Об авторе: Алим Коканлы - историк и публицист.

Тэги: гайнутдин, книга, ислам, обновление


Недавно московский издательско-торговый дом "Гранд" выпустил в свет монографию "Ислам в современной России". Ее автор - один из видных религиозных деятелей страны, председатель Духовного управления мусульман европейской части России, председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин. Основой монографии стал переработанный и дополненный текст его диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.

О том, что представляет собой ислам в современной России, написано немало книг и статей. Но автор книги - не обычный исследователь, со стороны изучающий проблему. Муфтий Равиль Гайнутдин - один из организаторов и руководителей процесса, определяемого как "возрождение ислама". Ему удалось описать и обобщить кардинальные изменения, происшедшие в жизни мусульман страны и деятельности их организаций за последние годы.

В книге говорится о тысячах вновь построенных мечетей и зарегистрированных общинах, о действующих практически при всех мечетях религиозных школах, новых мусульманских периодических изданиях, массовом паломничестве в священные для мусульман места и т.д. Особо подчеркиваются возможности нравственного и социального служения, открывшиеся перед мусульманскими организациями. Но Равиль Гайнутдин далек от мысли считать все это заслугой только духовенства и мусульманских организаций. Он исходит из того, что быстрый рост числа мусульманских учреждений произошел в первую очередь благодаря принципиально новому отношению Российского государства к исламу, формирующимся партнерским отношениям между органами государственной власти и религиозными организациями.

Муфтий, однако, не ограничивается констатацией фактов из религиозной жизни. Его в первую очередь волнует вопрос о том, почему рост действующих с разрешения органов власти мусульманских учреждений не сопровождается столь же заметным повышением среди верующих соблюдения высоких гуманистических норм нравственности, присущих исламу.

В современной России, подчеркивает автор, нет города или села, в духовной жизни которого доминировали бы мечеть и имам. В России сформировался новый тип мусульманина, желающего не только сохранить свою религиозную идентичность, но и быть современно мыслящим, успешно адаптированным к условиям XXI века человеком. Но в наши дни, как и в недавнем прошлом, основное внимание в мечети уделяется исполнению религиозных обрядов, а не удовлетворению запросов современных верующих. Результат этого - превращение большинства имамов только в исполнителей этих обрядов, а также отток из мечети определенной части верующих.

Выход из сложившейся ситуации муфтий видит в обновлении учения ислама в соответствии с новыми условиями жизни. Ислам, будучи универсальным учением, способен соответствовать требованиям современного мира и не противоречить ему. Священный Коран позволяет человеку, опираясь на жизнеутверждающие ценности религии, определять линию своей жизни в соответствии с требованиями времени.

Для доказательства своего мнения муфтий, в частности, приводит известные слова Пророка Мухаммада: "Поистине в начале каждого столетия Аллах будет посылать своей общине того, кто станет обновлять для нее дело религии". Еще при жизни Пророка Мухаммада его сподвижники, не выходя за рамки догматических положений ислама, вносили в его практику новшества. Введение новшеств продолжалось и после смерти Пророка.

Подробно рассматривается в книге сложность в обновлении учения ислама, связанная с мусульманским правом (шариатом). Исследуя становление шариата, автор подчеркивает, что он стал развиваться с учетом национальных, культурных и иных условий жизни мусульман - обитателей разных регионов мира. Именно об этом свидетельствует то, что наряду с Кораном и Сунной общепризнанными источниками шариата являются также иджма - консенсус; истислах или маслаха - общественное благо; урф - привычная практика, местные традиции, обычаи и нормы; зарура - необходимость.

Муфтий доказывает, что суть шариата заключается не в подчинении человека раз и навсегда установленному порядку, а в том, чтобы научить его оценивать ту или иную ситуацию и поступать в ней по-исламски, не забывая при этом свои интересы, а также особенности той среды, в которой он живет.

Заметное место в книге занимает обращение к опыту реформаторского движения в российском исламе в XIX - начале XX века. Возникновение этого движения, известного как джадидизм, было связано с вовлечением татар и башкир в развитие промышленности и рыночные отношения. В условиях, когда отечественному богословию также предстоит принять вызов, брошенный начавшейся модернизацией российского общества, этот опыт приобретает особую ценность.

Джадиды, показывает муфтий, отстаивали идею, согласно которой человек имеет право на свободу действий и самостоятельное, творческое мышление. Ими были разработаны пути приобщения единоверцев не только к достижениям европейской цивилизации при сохранении мусульманской идентичности, но они на практике реализовали свои идеи, начав реформирование методов обучения мусульманской молодежи, введя в программы духовных школ преподавание русского языка и естественных наук.

Они постоянно апеллировали к тому, что Аллах вручил людям две основные ценности: источник истины - Коран и способность ее познания - Разум. Как человек воспользуется этими ценностями, зависит от него самого. Джадиды исходили из того, что ислам, воздействуя на мораль и деяния человека, удерживает его от вредного и направляет его к полезному действию. Не может быть верой то, что противоречит опыту, разуму или целесообразности. Главными признаками веры, согласно джадидам, являются разумность, добродетельность, высокая нравственность и общественная выгода.

Муфтий Равиль Гайнутдин первым в стране предлагает собственную концепцию обновления учения ислама, основанную на тщательном изучении Корана и хадисов (изречения и деяния Пророка. - Прим. ред.). В Коране неоднократно говорится о том, что Аллах желает людям не трудностей, а облегчения. Ислам - религия, которая в полной мере принимает во внимание природу человека и все его физические и духовные составляющие, отвергает все чрезмерные требования, игнорирующие условия бытия людей, их возможности. Духу Корана противоречат упорные попытки отдельных религиозных и общественных деятелей отстаивать все то, что отброшено самим временем, требовать выполнения отдельных, восходящих к Средневековью норм и предписаний.

Все эти мысли, как свидетельствует книга, непосредственно вытекают из самого Корана и высказываний Пророка Мухаммада. Муфтий показывает, что ислам, даже в своих обязательных для всех верующих предписаниях, исходит из учета их физических и материальных возможностей. По мнению Равиля Гайнутдина, современность требует обновления всех без исключения составляющих богословие предметов, таких, как мусульманская священная история, единобожие, тафсир (комментарии Корана), хадисоведение, шариат, нравственное богословие, социальное учение ислама и т.д.

Сердцевину обновления должно составить учение об отношении Аллаха к человеку и человека к Аллаху, о том, как человеку духовно приблизиться к своему Создателю. Развитие богословия в наши дни даст желаемый результат только при условии, если в центр его внимания будет поставлен современный человек с учетом его жизненного и общественного опыта, тех реальных проблем, с которыми он сталкивается.

Книга муфтия, конечно, не лишена недостатков. Например, ее разделы о путях обновления ислама излишне детализированы, в них слишком много цитат из Корана и трудов богословов. Автор, видимо, как бы заранее отвечает на возможные выпады тех, кого, по определению знаменитого мусульманского богослова Средневековья аль-Газали, можно называть "невежественными друзьями ислама". К сожалению, таких людей предостаточно и в современной России.

Муфтий не раз подвергался публичной и необоснованной критике со стороны тех, кто упорно и не совсем бескорыстно держится за определенные представления об исламе. Так, одним из дагестанских богословов он был подвергнут настоящей хуле за попытку заново осмыслить учение ислама о предопределении. Причем его статью, полностью основанную на Коране, дагестанский "друг ислама" опровергал ссылками на труды местных богословов многовековой давности.

Впрочем, это не значит, что муфтий боится критики и широкого обсуждения своей книги. Наоборот, он, видимо, стремится к этому, так как обновление ислама для россиян - дело совершенно новое, и он надеется, что и его труд сможет помочь тем, кому предстоит развивать богословие - имамам, студентам и преподавателям духовных учебных заведений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1430
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1629
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1736
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4039

Другие новости