0
1855
Газета Тенденции Интернет-версия

20.02.2008 00:00:00

Странники в ночи

Тэги: пакистан, ислам


пакистан, ислам Среди мусульман киргизского города Ош можно встретить представителей «Таблиги Джамаат».
Фото автора

Несколько лет назад в отдаленной татарской деревушке мне пришлось столкнуться с загадочными гостями местных крестьян. В сельской избе поселились несколько бородатых, одетых в диковинную одежду пакистанцев. На дворе стоял сорокаградусный мороз, и одетые в сандалии посланцы далекой страны чувствовали себя не слишком уютно. Однако они не унывали, а бодро кололи дрова и даже научились самостоятельно разжигать деревенскую печь. Мои новые знакомые оказались членами организации «Таблиги Джамаат», дословно – «Общества по распространению веры».

После колонизации англичанами Индии правившие до этого индусами мусульмане оказались религиозным меньшинством. Основатели «Таблиги Джамаат» разработали теорию, как поступать мусульманам в такой трудной ситуации. Исламские миссионеры, как средневековые проповедники, должны путешествовать из города в город пешком и ночевать в мечетях. В учебных центрах «Таблиги» в Индии и Пакистане будущих миссионеров учат стойко переносить лишения. Своим аскетическим образом жизни и достойным поведением они должны показывать пример другим мусульманам.

– Мы считаем таблиговцев чисто просветительской миссионерской организацией. Их делегации приезжают в Москву, проповедуют в мечетях. Что в этом дурного? – убеждает меня зампред Духовного управления мусульман европейской части России шейх Фарид Асадуллин.

Однако точка зрения Асадуллина радикально отличается от взглядов узбекского президента Ислама Каримова. В этой стране местным таблиговцам приходится проповедовать свои взгляды... сокамерникам.

Сегодня штаб-квартира «Таблиги» находится в городе Райвинд (Пакистан), хотя и прежний центр в Низамуддине (Индия) продолжает играть важную роль. «Центры в Райвинде и Низамуддине выполняют разные задачи. В Райвинде миссионеров в первую очередь учат преодолевать трудности, вести аскетический образ жизни. В Низамуддине их обучают тонкостям ислама, учат понимать человеческую душу», – сообщает мне Мурад Минбаев, член «Таблиги», ректор Казахстанского исламского университета в Астане. Первые таблиговские проповедники из Пакистана и Индии появились в бывшем СССР в начале 90-х. Интересно, что первоначально таблиговцы в основном проповедовали в наименее религиозных районах Центральной Азии – северной Киргизии и Казахстане, а также Татарстане.

Однако, добившись в этих регионах существенных успехов, таблиговцы переместили свою деятельность в Ферганскую долину. Сегодня практически все таблиговцы в Центральной Азии – местные жители, прошедшие подготовку в Пакистане или Индии. Можно предположить, что в Киргизии зарубежные таблиговцы решили проповедовать в первую очередь среди киргизов, так как они в целом менее религиозны, чем местные узбеки. По крайней мере если киргизские члены «Хизб ут-Тахрир» в основном узбеки, то местные таблиговцы, как правило, по национальности киргизы», – рассказал мне советник председателя Агентства по делам религий при правительстве республики Шамсыбек Закиров. Интересно, что таблиговцам не только удалось повысить религиозность киргизов, но и привлечь на свою сторону часть влиятельнейших киргизских криминальных авторитетов. Так, убитый около года назад бизнесмен с уголовным прошлым Рыспек Акматбаев с огромным уважением относился к зарубежным исламским миссионерам и во многом под их влиянием пытался вести образ жизни правоверного мусульманина.

«По вечерам мы собираемся в ошской мечети Аль-Бируни. Беседуем на философские темы. Каждый месяц на три дня мы отправляемся в путешествие, проповедуя ислам среди населения. Такое путешествие должен совершить каждый таблиговец. В идеале члены нашей организации должны совершить и четырехмесячное путешествие хотя бы раз в жизни. Мы подчеркнуто сторонимся политики и рассуждаем лишь на общие богословские темы. С нами пытались завязать контакты члены «Хизб ут-Тахрир», но мы вежливо объяснили им, что не вмешиваемся в политику и готовы беседовать лишь о Коране и хадисах», – рассказывает мне житель города Ош Ибрагим Нурмухамедов. По его словам, на ночлег исламские миссионеры останавливаются в мечетях. «Сначала многие имамы не понимали этой нашей просьбы, но теперь почти все уже в Киргизии знают, что мечеть – это естественное место для ночлега странствующего мусульманина», – говорит Нурмухамедов.

«Сегодня в Киргизии насчитывается около 10 тысяч членов «Таблиги», граждан нашего государства. В принципе я не вижу ничего плохого в их деятельности. Эти люди – действительно настоящие мусульманские проповедники и в целом население встречает их благожелательно. Единственное, что иногда вызывает непонимание и даже пугает людей, – это внешний вид таблиговцев. Бородатые, одетые в традиционную для Пакистана одежду, с непременной чалмой на голове, таблиговцы выглядят очень экзотично для центральноазиатских мусульман», – говорит мне главный кази (глава мусульманской общины. – «НГР») мусульман Ошской области Саинбаджи Калыков.

Если в России и Киргизии члены «Таблиги» не испытывают проблем, то в других государствах Центральной Азии власти смотрят на исламских проповедников с большим подозрением. В Казахстане члены этой организации регулярно штрафуются властями за нелегальную проповедь, а их собрания разгоняются силами полиции. Так, например, в феврале прошлого года на западе Казахстана, в Актобе (Актюбинске), полицейские помешали таблиговцам провести в центральной мечети области богослужение. Исламские миссионеры были отвезены в отделение полиции для проверки документов. «Хотя таблиговцы и утверждают, что они беседуют только о Боге, мы не можем быть уверены, что они не агитируют нашу молодежь идти воевать в Ирак или Пакистан. Ведь и в Европе к таблиговцам далеко не однозначное отношение», – объясняет мне позицию казахстанских властей один высокопоставленный чиновник.

Не исключено, что в ближайшее время от либерального отношения к таблиговцам откажутся и киргизские власти. «Таблиговцы все время подчеркивают, что дистанцируются от политики. Но даже если поверить, что это действительно так, то их взгляды, мягко говоря, нетипичны для современной Киргизии. Сотрудники нашего агентства побывали в таблиговском центре в Пакистане и пришли просто в ужас. Люди живут там как в каменном веке. Многие таблиговцы – малообразованные люди и к тому же настоящие фанатики. Я не думаю, что импортирование пакистанского варианта ислама будет способствовать стабилизации обстановки в Центральной Азии», – рассказал мне Шамсыбек Закиров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
2104
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1211
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
3488
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
4319

Другие новости