0
3157
Газета Тенденции Интернет-версия

20.01.2010 00:00:00

Призрак имама Зейда

Тэги: йемен, война, зейд


йемен, война, зейд В боях правительственных войск с шиитскими повстанцами в конце 2009 года противники не пощадили даже мечети.
Фото Reuters

В северной йеменской провинции Саада не прекращаются вооруженные столкновения йеменских повстанцев-зейдитов сторонников убитого в конце декабря 2009 года Абдул Малика аль-Хуси с центральным правительством Йемена. В настоящее время боевые действия уже переросли в локальную войну, в которой становится все больше участников. Напомним, поводом для начала широкомасштабной военной операции стал обстрел 5 ноября в граничащей с Йеменом провинции Джизан саудовского пограничного патруля, после чего в схватку в приграничных районах вмешался Эр-Рияд.

Зейдизм является одним из ответвлений шиизма и происходит от имени Зейда ибн Али, внука Хусейна, брата пятого шиитского имама Мухаммеда аль-Бакира (ум. 732). Это направление появилось в 30-е годы VIII века, когда часть шиитов поддержала стремление Зейда – сына Али, двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммеда с оружием в руках доказать свое право на верховную власть в халифате. Зейдиты стремились создать теократическое государство во главе с выборным имамом из рода Али. В вопросах догматики они считают, что было пять имамов, отрицают божественную природу имамата. В противоположность большинству шиитов ими не признается учение о «скрытом» имаме, предопределении и отрицается так называемое «благоразумное» скрывание (такыйя) своей веры, возвращение «скрытого» имама. Признавая, что главой мусульманской общины может быть любой представитель рода Али, открыто выступивший с оружием в руках, последователи этого направления шиизма допускают одновременное существование нескольких имамов в разных мусульманских странах. Политическая активность зейдитов на протяжении истории ислама неоднократно приводила к образованию государств в различных частях халифата: Северной Африке (791–926), на севере Ирана (863–928). Однако дольше всего они находились у власти в Йемене (901–1962).

В настоящее время большинство из 7 миллионов последователей зейдизма проживают на северо-востоке этой страны, составляя более трети населения. Приверженцы этого направления ислама проживают также в Саудовской Аравии, Пакистане и Иране.

Провинция Саада являлась центром йеменского зейдитского государства более тысячи лет. Этот район является родиной зейдитских религиозных лидеров и древних хашимитских семейств, часть которых представляют руководители нынешнего мятежа во главе с Хусейном Бадр ад-Дином аль-Хуси и Абдулом Маликом аль-Хуси. Их отец, Бадр ад-Дин, был одним из крупнейших в Йемене зейдитских богословов. На протяжении всей истории этого региона местные шиитские племена были фактически независимы. Признавая имама в основном лишь как духовного главу своих единоверцев, лидеры местных кланов нередко выступали против него, реально осуществляя в подконтрольных им районах управление и судопроизводство. Одновременно попытки османов или англичан подчинить местные племена терпели неудачу.

Произошедшая в Йемене революция 1962 года, когда армейские офицеры свергли короля (одновременно имама зейдитов), вызвала негативную реакцию наиболее влиятельных племен. И в стране разгорелась гражданская война, в которой республиканцам активно помогали египетские войска. Но в 1967 году они были выведены из Йемена. Попавшие в трудное положение республиканцы тем не менее продолжали борьбу, которая закончилась в 1970 году компромиссом армейских кругов, оставшихся у власти в Йемене, и верхушкой племен, сохранивших свой старинный уклад и традиционные привилегии.

В 1979 году после Исламской революции в Иране в населенной большей частью шиитами провинции Саада произошли волнения. Росту протестных настроений среди жителей севера способствовали падение уровня жизни населения (более 40% жителей Йемена находятся за чертой бедности), высокий уровень безработицы, коррупция, неспособность властей решать социальные проблемы региона. В этой ситуации успехи Исламской революции в Иране, а также «Хизболла» в Ливане были взяты зейдитами за пример отстаивания своих прав.

В 1997 году депутат йеменского парламента Али Хусейн аль-Хуси создал религиозно-политическую организацию «Аш-Шабаб аль-Муминин» («Правоверная молодежь»), которая стала активно призывать в мечетях йеменской столицы – Саны и ряда других городов к джихаду против США и Израиля, выводу американских войск из Ирака, требовать создания независимого палестинского государства, подвергать жесткой критике политику правящего режима, призывая к широкомасштабным акциям неповиновения властям.

Постепенно хусистами были сформированы боевые отряды, которые начали нападать на подразделения регулярной армии, военные объекты. Попытка ареста властями Али Хусейна в июне 2004 года обернулась вооруженным конфликтом правительственных войск и его сторонников. После гибели аль-Хуси в том же году во главе шиитских зейдитов встал его брат Абдул Малик. По сути, боевые действия между властями и мятежниками не утихают до сих пор. Повстанцы требуют от президента Йемена Али Абдаллы Салеха предоставления им возможности участвовать в работе органов местного самоуправления, выделения средств на экономическое развитие провинции Саада, материальной компенсации ущерба, понесенного местными жителями в ходе боевых действий. Можно также отметить, что вопреки заявлениям йеменских властей зейдиты не требуют предоставления им независимости. Вместе с тем этот тезис активно используется нынешним йеменским режимом с целью выделения им дополнительных финансовых средств со стороны Эр-Рияда для ведения военной кампании в Сааде.

Сразу после начала боевых действий в ноябре прошлого года власти страны возложили ответственность за происходящее на Иран, обвинив его в стремлении организовать на основе хусистского повстанческого движения вооруженные отряды по образцу ливанской «Хизболлы», стремясь обострить ситуацию в населенных шиитами районах Саудовской Аравии.

Вместе с тем в граничащих с территорией Саудовской Аравии районах Йемена проявляют активность преступные группировки, специализирующиеся на контрабанде наркотиков и оружия, каждая из них могла, нелегально пересекая границу, обстрелять саудовских пограничников. Более того, инцидент произошел в том месте, где граница двух государств четко не определена. Не стоит забывать, что в Йемене действует и другая радикальная исламистская сила – суннитская группировка «Аль-Каида» на Аравийском полуострове», ставящая перед собой цель дестабилизации обстановки в соседней Саудовской Аравии и использующая слабоохраняемую границу двух государств для переброски своих боевиков. Можно также заметить, что йеменские власти, которые начиная с 2004 года не в состоянии решить проблему шиитских повстанцев, также имели прямую заинтересованность в открытии второго фронта против хусистов.

В настоящее время противостояние повстанцев с Саудовской Аравией и властями Йемена все больше рассматривается как столкновение геополитических интересов региональных центров силы Саудовской Аравии и Ирана. Обвинения Тегерана в поддержку зейдитов автоматически поднимают статус конфликта до уровня межконфессионального, тем самым Йемен получает возможность рассчитывать на поддержку суннитского мира, и прежде всего стран Персидского залива, где остро стоит проблема шиитского меньшинства. В частности, можно напомнить, что 15% населения Саудовской Аравии, являясь последователями шиизма, требуют предоставления им широких политических и религиозных прав, а также демонстрируют готовность к проведению антиправительственных выступлений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
613
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2334
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1547
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1173

Другие новости