0
1700
Газета Тенденции Интернет-версия

02.02.2011 00:00:00

Угрожает ли Индонезии тунисский синдром

Михаил Гусев

Об авторе: Михаил Николаевич Гусев - кандидат экономических наук, востоковед.

Тэги: индонезия, ислам, мусульмане


индонезия, ислам, мусульмане Глава "Мухаммадии" Дин Самсуддин объявил о намерении вывести свою организацию на новый политический уровень.
Фото Reuters

Годы правления президента Сусило Бамбанга Юдойоно, отсчет которых начался в 2005 году, отмечены повышенной активностью Индонезии на международной арене, в первую очередь в исламском мире. Президент в последнее время заявлял, что Индонезия может стать лидером в восстановлении славы и величия исламской цивилизации.

Но ислам этой страны исключительно синкретичен, в нем содержится многое из того, что делает его неприемлемым для носителей классического понимания этой религии. Популяризация и пропаганда президентом демократических успехов индонезийского мусульманского сообщества при всех его неоспоримых достижениях скорее всего, имеют отклик или даже рассчитаны не на фундаменталистские страны Персидского залива, а на Запад с его стремлением реформировать исламский мир в соответствии с собственными интересами.

Альянс на этой почве очевиден. Во время визита в Джакарту в ноябре 2010 года Барак Обама заявил, что Индонезия являет миру образец демократии и религиозной терпимости. По всей вероятности, это и есть козырная карта в честолюбивых устремлениях индонезийского руководства. Отсюда ее инициативы по урегулированию ситуации в Ираке и Афганистане, меняющаяся позиция в отношении иранской ядерной программы. Но такая постановка вопроса при ее реализации таит в себе немалый потенциал противоречий и конфликтов. Одной из специфических черт общественной жизни Индонезии является то, что при наличии около 90% мусульман в общей численности населения страны любая политическая проблема неизбежно смещается в плоскость ее рассмотрения в религиозном контексте. Достаточно вспомнить международную конференцию на острове Бали в 2007 году, посвященную Холокосту. Тогда это событие вызвало в стране неоднозначную реакцию и послужило поводом для всплеска негативных эмоций со стороны радикально настроенных мусульман страны.

Новая волна активности индонезийского руководства после очередной победы Юдойоно на президентских выборах 2009 года вызвала своеобразную реакцию со стороны высшего духовенства страны. При этом следует отметить принципиально новый момент. Если ранее лидеры мусульман Индонезии, не осуждая руководство страны в его стремлении привести страну к более высокому положению среди мусульманских государств, лишь неодобрительно относились к чрезмерному, на их взгляд, сближению с Соединенными Штатами, то теперь положение меняется.

«Нахдатул Улама», крупнейшее в Индонезии объединение мусульман, насчитывающее десятки миллионов сторонников, сообщило о том, что в силу своей значимости в стране и во всемирной умме предполагает новую формулу своей роли на международной арене. Генеральный секретарь «Нахдатул Улама» Суманто Аль-Кутуби заявил о том, что объединения умеренных мусульман, к которым он относит и возглавляемую им организацию, должны играть активную роль в разрешении мировых конфликтов, в особенности в отношении мусульманских стран. Как он отметил, «Нахдатул Улама» – большая и влиятельная организация, и ее роль в международных делах необоснованно незначительна. В частности, предполагалось более активное ее участие в урегулировании палестинской проблемы, налаживании отношений между ФАТХ и ХАМАС.

Очевидно, фон этих противоречий способствовал повышению критического настроя и политической активности со стороны других религиозных общин, присутствующих в стране. В январе с.г. была организована встреча их лидеров. Девять видных религиозных деятелей пяти основных духовных традиций – мусульман, католиков, православных, буддистов и индуистов – призвали правительство дать объяснения по поводу «по крайней мере 18 случаев лжи». К религиозным лидерам присоединились известные деятели в сферах экономики, социальных проблем и гражданского права.

Основные претензии касались свободы вероисповедания и единства нации, борьбы с терроризмом, гражданских прав, продовольственной и энергетической безопасности, свободы прессы, борьбы с коррупцией, транспарентности деятельности правительства и прочего. Известный исламский деятель и политик Ахмад Сайяфи Маариф обратил внимание на непоследовательность правительства в отношении искоренения бедности. Как заявил этот политический деятель, «государство постоянно рапортует о своих достижениях в борьбе с бедностью, а в стране 31 миллион человек находятся за ее чертой». В высказываниях участников встречи указывалось на неискренность президента страны. Его обвинили в нарушении обещаний, напомнив его выступление в августе 2010 года в поддержку терпимости, плюрализма и свободы религии, что, по мнению собравшихся, далеко не всегда соответствует действительности.

Видный буддийский деятель Шри Паннйяваро Махатеро сказал, что большую опасность представляет ситуация, при которой руководители страны лгут и не осознают ответственности за это. Лидер индонезийских индуистов Нйоман Удайяна Санггинг высказался в том плане, что в условиях сложившейся «системы лжи» со стороны правительства действительность не отвечает ожиданиям людей.

Волна критики в адрес правительства и президента, поднятая представителями различных религий, начала распространяться среди всех слоев общества и по всей территории страны. Активисты, выступающие за права человека в провинции Папуа, заявили, что заявление Юдойоно относительно того, что его администрация этих прав не нарушает, является не более чем фарсом. Генеральный секретарь Ассоциации студентов этой провинции Маркус Хало прямо заявил, что слова президента – издевка в отношении тех, кто был подвергнут запугиванию и пыткам (Jakarta Post от 22.01.2011).

На указанной встрече присутствовали лидеры «Нахдатул Улама» и «Мухаммадии», второго крупнейшего объединения мусульман Индонезии. Глава «Мухаммадии» Дин Самсуддин, основываясь на выступлениях своих коллег, осудил правительство за то, что оно «не выполняет своих обещаний по благоустройству страны». Он не замедлил воспользоваться текущей ситуацией критического настроя в отношении правительства для выведения возглавляемого им объединения мусульман страны на новый политический уровень. В марте с.г. должен состояться организованный Индонезией и Ираном форум «Международная конференция по исламу, миру и глобальной справедливости», посвященный развитию взаимопонимания между мусульманскими странами и Западом. Интересно отметить, что партнером правительства Ирана по организации мероприятия планируется не правительство Индонезии, а именно «Мухаммадия».

Таким образом, общественные исламские организации заявляют о своих претензиях на влияние не только в области внутренней, но и внешней политики страны. Для утверждения своей новой роли они используют протестные настроения радикально настроенной «исламской улицы».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1736
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4269
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2345
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2657

Другие новости