0
3391
Газета Тенденции Интернет-версия

19.07.2017 00:01:00

Отеческое обращение Церкви-матери

Андрей Серебрич

Об авторе: Андрей Александрович Серебрич – научный сотрудник РИСИ.

Тэги: патриарх варфоломей, упц, рпц, петр порошенко, арсений яценюк, владимир гройсман, реджеп эрдоган, турция, сша, автокефалия


патриарх варфоломей, упц, рпц, петр порошенко, арсений яценюк, владимир гройсман, реджеп эрдоган, турция, сша, автокефалия Петр Порошенко при встрече выразил благодарность Варфоломею «за огромную помощь, которую украинский народ получает от патриарха». Фото с сайта www.president.gov.ua

На сайте Константинопольского патриархата опубликовано послание патриарха Варфоломея украинским журналистам, содержание которого говорит о возможных изменениях в тактике этой Церкви. Интересный момент месседжа патриарха Варфоломея – признание вооруженного конфликта в Донбассе братоубийственной войной: «Мы шлем благословение и выражаем беспокойство о каждом украинце, без всякого исключения. Мы молимся о единстве украинского народа. Мы молимся за мир в Украине. Наша надежда состоит в том, чтобы братоубийственная война прекратилась». В патриаршем обращении не содержится ни слова о «российской агрессии» или «внешней оккупации» страны.

Интересно посмотреть на реакцию украинских журналистов и политиков на данное признание Вселенского патриарха. До недавнего времени авторы большинства аналитических материалов в украинских СМИ, посвященных церковной ситуации в Украине, позиционировали Варфоломея как едва ли не единственного арбитра церковных споров. Именно глава Фанара (так еще называют Константинопольскую кафедру по древнему району Стамбула, в котором расположена резиденция патриарха), согласно идеологам и сторонникам создания «единой поместной Церкви», должен предоставить автокефалию Украинской церкви.

За последние 25 лет многие политические деятели Украины предпринимали попытки вовлечь Константинопольский патриархат в урегулирование церковного кризиса. Только в течение последних трех лет с Варфоломеем в его стамбульской резиденции встречались экс-премьер Арсений  Яценюк, спикер украинского парламента Андрей  Парубий, действующий премьер-министр Владимир Гройсман и, конечно же, президент Украины Петр  Порошенко. Последний в ходе аудиенции на Фанаре в марте 2016 года выразил благодарность патриарху Варфоломею «за огромную помощь, которую украинский народ получает от патриарха – постоянную заботу, постоянную молитву об Украине, о ее процветании, о мире на украинской земле, за постоянную помощь, которую мать-Церковь предоставляет Украине».

Скандальное обращение депутатов Рады в июне 2016 года к патриарху Варфоломею с просьбой вмешаться в церковную жизнь Украины, созвать объединительный Собор и предоставить автокефалию Украинской церкви обосновывалось помимо прочего наличием «российской агрессии». И этот «факт» Варфоломей должен был хорошо усвоить.

И вот теперь Константинопольский патриарх, получив в свой адрес столько любезностей и благодарностей от высших государственных лиц за оказываемую им «поддержку» Украине, выдает тезис о братоубийственной войне.

Однако еще интереснее вопрос, какую в действительности цель преследовал патриарх Варфоломей.

После евромайдана Фанар стал активно вмешиваться в церковные дела Украины. Его представители принимали участие в объединительных процессах Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) в июне 2015 года. Сам патриарх неоднократно подчеркивал свои притязания на церковные приходы Украины, подвергал сомнению законность вхождения Киевской митрополии в состав Московского патриархата в 1686 году. После упомянутого обращения депутатского корпуса к Варфоломею Синод Константинопольской церкви создал специальную комиссию по изучению «украинского вопроса», фактически оставив за собой возможность вернуться к активным действиям в украинском направлении в более удобных для себя обстоятельствах. На фоне открыто экспансионистских шагов Фанара подобное обращение представляется на первый взгляд нелогичным.

Однако нужно учитывать несколько моментов. В последние месяцы в Украине с новой силой началось давление на Церковь. В мае с.г. депутаты Рады планировали проголосовать за два законопроекта – № 4128 и № 4511, дискриминирующих УПЦ МП. В случае их принятия под удар попадет прежде всего каноническая Церковь – продолжающиеся захваты храмов со стороны религиозных организаций, не признанных православным миром, приобретут законный характер (законопроект № 412 «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях»), а сама УПЦ МП окажется под плотным контролем государственных структур (законопроект № 4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной радой Украины страной-агрессором»).

Угроза утверждения данных законопроектов вызвала крупный резонанс как внутри страны, так и на международном уровне. Обеспокоенность по поводу открытого вмешательства государства в дела Церкви официально высказали предстоятели большинства поместных православных Церквей, Всемирного совета Церквей и даже Ватикана. Проблема притеснений УПЦ со стороны украинского государства все чаще поднимается на международных площадках по линии ОБСЕ. А вот со стороны Константинопольского патриархата не прозвучало ни одного слова поддержки в адрес Киевской митрополии. Естественно, в такой ситуации молчание Варфоломея, претендующего на то, чтобы выражать интересы всей православной ойкумены, выглядит как минимум не комильфо.

С другой стороны, прямо последовать примеру международного сообщества и обратиться непосредственно к органам власти патриарх не решился. Это было бы логичным, поскольку именно от руководства Украины зависит как судьба названных законопроектов, так и перспективы дальнейшего развития всей системы церковно-государственных отношений в целом, и положения УПЦ МП в частности. Однако в таком случае главе Константинопольской кафедры пришлось бы если и не отказываться от лакомого «украинского пирога», то по крайней мере на время умерить свои аппетиты. Поэтому выбор журналистского корпуса в качестве адресатов послания понятен – это попытка сделать хорошую мину при плохой игре.

Есть еще один интересный момент. Дело в том, что положение Константинопольского патриархата в самой Турции в условиях происламистской правой политики Реджепа  Эрдогана довольно тяжелое. Состоявшееся 21 июня с.г. чтение Корана в соборе Святой  Софии в Стамбуле в присутствии официальных лиц и трансляция церемонии по государственному телевидению в очередной раз подтвердили тот факт, что Константинопольский патриархат на своей исконной канонической территории практически не обладает политическим весом. Такое положение вещей никак не соответствует статусу Вселенского патриарха.

К этому нужно добавить состояние геополитической неопределенности, в котором в последнее время оказался Фанар. Созванный патриархом Варфоломеем в прошлом году Всеправославный собор проигнорировали четыре поместные Церкви, представляющие большинство православного населения мира. 

Традиционный для Фанара покровитель в лице США в последнее время не является более таким уж надежным. Та же позиция Госдепа США по вопросу чтения Корана в Святой  Софии имела неоднозначный характер. С одной стороны, американское внешнеполитическое ведомство призвало турецкое правительство сохранить музейный статус храма с учетом его сложной  истории, а с другой – отмежевалось от идеи невозможности превращения собора в мечеть, отметив особую значимость Софии и для других вероисповеданий.

Эксперты отмечают, что протекающие на макроуровне политические процессы указывают на постепенный переход от однополярного к многополярному мироустройству. События в Сирии выступают одним из маркеров глобальных перемен. Роль России в определении будущего Ближнего Востока является одной из ключевых. В церковно-политическом контексте это означает, что ближневосточное христианство все сильнее будет ориентироваться и тяготеть не к Константинополю, а к России как более устойчивому мировому христианскому центру.

На Фанаре, возможно, приходит понимание того, что Константинопольский патриархат может оказаться на обочине международной политики. В таком случае можно предположить, что обращение патриарха Варфоломея является еще и сигналом Московской патриархии о желании Константинополя начать диалог и добиться улучшения двусторонних отношений. Вопрос только в том, насколько готов Вселенский патриарх идти на компромиссы и поступиться своими амбициями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1481
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1690
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1794
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4114

Другие новости