0
9777
Газета Тенденции Интернет-версия

30.06.2020 15:46:00

Грузинская диаспора в Париже оказалась «троянским конем» для РПЦ

Частный инцидент используют для обвинения Московского патриархата в экспансионистских планах

Тэги: грузинская православная церковь, парижская архиепископия, иоанн реннето, скандал, церковный суд, маргвелашвили, рпц, патриарх илия ii, президент грузии саломе зурабишвили, константинопольский патриархат


грузинская православная церковь, парижская архиепископия, иоанн реннето, скандал, церковный суд, маргвелашвили, рпц, патриарх илия ii, президент грузии саломе зурабишвили, константинопольский патриархат Президент Грузии Саломе Зурабишвили во время своего визита в Париж в 2019 году посетила храм в юрисдикции Константинополя. Кадр из видео с сайта www.1tv.ge

Грузинская православная церковь (ГПЦ) подозревает парижскую архиепископию, присоединившуюся к Московскому патриархату, в желании перетянуть часть своих верующих под омофор РПЦ. Глава архиепископии митрополит Иоанн (Реннето) эти обвинения отрицает, однако священнослужителя, который стал инициатором скандала, 23 июня запретили в служении, а его дело передали в церковный суд.

Скандал в Париже начался из-за объявления, опубликованного 13 июня клириком архиепископии архимандритом Иерофеем (Маргвелашвили). Обращаясь через Facebook к представителям грузинской диаспоры, проживающим во Франции, он написал, что по благословению митрополита Иоанна (Реннето) создал грузиноязычную общину.

На сайте Грузинской православной церкви 16 июня была обнародована нота протеста, подписанная председателем Отдела внешних церковных связей ГПЦ митрополитом Герасимом (Шарашенидзе). В письме, адресованном Реннето, в частности, говорилось: «Церковь Грузии заботится о соотечественниках, живущих в других странах, и напоминает о том, что с 2009 года в Париже существует грузинский храм в честь святой царицы Тамары со своим приходом, руководимым архимандритом Антоном (Канделаки). Поэтому намерение основать грузинский приход под настоятельством священника грузинского происхождения архимандрита Иерофея для нас совершенно неприемлемо».

На официальном сайте архиепископии 22 июня появилось коммюнике, в котором пост Маргвелашвили назвали фейковым. «Мы официально заявляем, что отрицаем правдивость объявления, и заверяем наших грузинских братьев, которые выражают свою обеспокоенность по этому поводу, что мы никогда не имели намерение создать такую общину. Мы глубоко сожалеем об этом недоразумении, спровоцированном публикацией, и приносим свои извинения». 23 июня под документом появилась приписка, что «иеромонах Иерофей (Маргвелашвили) временно запрещается в священнослужении и его дело передается в церковный суд архиепископии».

Пока церковные структуры обменивались дипломатическими письмами и пытались уладить конфликт, Маргвелашвили, напротив, старался его как можно сильнее раздуть. На странице Грузинской патриархии в Facebook под постом о письме к Реннето с просьбой уладить сложившееся недоразумение клирик выложил ссылку на еще один грузинский приход – Святой Нино, который также расположен в Париже, но находится в канонической юрисдикции Вселенского патриархата. «Этот старинный грузинский приход слушается не Грузинского патриарха, а Вселенского. Христианство – это общая церковь, и в ней нет места этнофилетизму. Каждый грузин должен быть счастлив, и неважно, к какой из церковных юрисдикций относится его приход. Ведь молитва совершается на грузинском языке», – написал Маргвелашвили.

Комментарий вызвал оживленную дискуссию, перешедшую в политические дебаты. РПЦ обвинили в желании управлять православными общинами на территории Абхазии и Южной Осетии. Де-юре они находится в канонической юрисдикции Грузинской церкви, однако из-за затяжного политического конфликта ГПЦ не может руководить ими. Несмотря на то что в Московском патриархате все время подчеркивают, что не претендуют на присоединение церкви в Абхазии и Южной Осетии, в ноябре 2019 года стало известно, что туда собираются направить российских священнослужителей. Информация об этом вновь обострила конфликт между Грузинской и Русской церквами. В ГПЦ заявили, что «такие действия способствуют напряжению и обострению отношений».

Ухудшение отношений между двумя духовными юрисдикциями проходило на фоне попыток легитимации Православной церкви Украины (ПЦУ). Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей требует от всех православных юрисдикций признать созданную им украинскую автокефалию. В РПЦ опасались, что из-за случившегося Грузинская церковь признает ПЦУ, тем более что некоторые грузинские митрополиты тогда выступили за признание. Осенью 2019 года скандал более-менее удалось уладить, но отношениям РПЦ и ГПЦ он явно не пошел на пользу. Тбилиси пока не признал ПЦУ, однако заявил Москве, что «не обязан учитывать позицию РПЦ по украинскому вопросу».

Упоминаемый Маргвелашвили приход Святой Нино был основан в Париже в 1929 году специально для православных грузин, бежавших во Францию «после вторжения в Грузию советских войск в 1921 году», так написано на сайте общины. С момента своего основания эта группа, как и появившаяся несколькими годами ранее парижская архиепископия, состоявшая из русских эмигрантов, вошла под омофор Вселенского патриарха. В мае 2009 года в Париже появился еще один грузинский приход – при храме Святой царицы Тамары. Его освящал Грузинский католикос-патриарх Илия II. Особо подчеркивалось, что церковь находится в канонической юрисдикции ГПЦ. В сентябре 2012 года в общине разразился громкий скандал. Грузинские информационные агентства утверждали, что настоятель Антоний (Канделаки) в преддверии парламентских выборов в Грузии, назначенных на 1 октября 2012 года, отказался окормлять тех прихожан, которые объявили себя сторонниками тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили. Любопытно, что нынешний президент Грузии Саломе Зурабишвили, некогда имевшая французское гражданство, во время своего официального визита в Париж в феврале 2019 года посетила не церковь Святой Тамары, а приход Святой Нино. Тогда это объяснялось тем, что одним из основателей общины был ее отец – политический эмигрант Леван Зурабишвили.

После того как парижская архиепископия в 2019 году покинула омофор Вселенского патриарха и воссоединилась с РПЦ, ее контакты с приходом Святой Нино прекратились. Не исключено, что и среди парижских грузин есть те, кто недоволен действиями патриарха Варфоломея по созданию ПЦУ, что в итоге привело к разрыву евхаристического общения между РПЦ и Константинопольской церковью. Иеромонах Иерофей (Маргвелашвили) – один из них.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Обменяет ли Ватикан Рождество и Пасху на Украину

Обменяет ли Ватикан Рождество и Пасху на Украину

Милена Фаустова

Святой престол скрытно начал процесс признания киевских автокефалистов

0
3996
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
1973
Между Священным союзом и обер-прокурорскими шпорами

Между Священным союзом и обер-прокурорскими шпорами

Анастасия Коскелло

Происходит ли церковная «реабилитация» императора Александра I

0
2792
Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме рассказал об изгнании из Болгарии и служении в Израиле

Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме рассказал об изгнании из Болгарии и служении в Израиле

Милена Фаустова

Ближневосточная война разлучила паломников со Святой землей

0
3287

Другие новости