0
21015
Газета Тенденции Интернет-версия

19.03.2024 15:58:00

Библейские идеалы и европейские реалии

Христианская демократия на современном Западе

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, профессор.

Тэги: христианская демократия, европейская народная партия, евросоюз, запад, альдо моро, ватикан, демократия


христианская демократия, европейская народная партия, евросоюз, запад, альдо моро, ватикан, демократия Съезд Европейской народной партии, фундаментом которой служит христианская демократия, прошел 7 марта в Бухаресте. Фото Reuters

В современном идейно-политическом ландшафте прочные позиции занимает христианская демократия. Это выражение полностью тождественно таким формулировкам: христианские демократы, демохристиане. Что это за течение общественно-политической мысли? Какой смысл вкладывали отцы-основатели в движение? Были ли достигнуты сформулированные ими цели? Прослеживаются ли преемственность и обновление в идейном багаже нынешней генерации демохристиан? Можно ли считать их концептуальные подходы убедительным ответом на вызовы нашего времени?

Центристский интернационал

В настоящее время в мире насчитывается свыше 100 политических партий, которые эксперты относят к христианской демократии. Они действуют на всех континентах. Христианская демократия была, есть и остается автономным от церкви политическим движением, предлагающим поиск решения социальных и экономических проблем при соблюдении христианских принципов.

Ряд весьма значимых фигур создавали и развивали анализируемую идеологию. Прежде всего – папы Римские. Именно на основании их энциклик прописывались весьма значимые вещи, например тезис о гармонии между взаимопомощью и требованием справедливости. Энциклики Льва XIII, Пия XI, Иоанна Павла II представляли собой этапные события в развитии идеологии христианской демократии. Мощная интеллектуальная подпитка указанной идеологии черпалась из наследия выдающихся мыслителей Фомы Аквинского, Жана Кальвина (Швейцария), Жака Маритена (Франция), Абрахама Кёйпера (Нидерланды), Луиджи Стурцо (Италия).

Важным источником для формирования идеологии христианской демократии являются решения международных организаций и объединений, в которые входят соответствующие партии. Будет правильным поставить на первое место Центристский демократический интернационал (ЦДИ). В интернационал сейчас входят свыше 100 партий. Большинство европейских членов ЦДИ образуют ядро Европейской народной партии. Для формирования молодежной политики ЦДИ чрезвычайно важно наличие при этом объединении организации «Молодежь центристского демократического интернационала».

Сюда следует также приплюсовать Христианско-демократическую организацию Америки. Отцы-основатели были обеспокоены тем, что не чувствовалась настоящая организованность религиозного сообщества, его готовность адекватно реагировать при реальной угрозе собственной идентичности, по максимуму занять свободную нишу в публичном пространстве и в конце концов делегировать из своих рядов будущих лидеров в масштабах всей страны.

Есть все основания считать, что в истории христианской демократии довольно часто все было с точностью до наоборот, в особенности после того как завершилось ее становление. Христианские демократы брали на себя правительственную ответственность и накопили позитивный опыт руководства государством. Можно смело называть эталонами государственных руководителей Альдо Моро, Альчиде Де Гаспери, Джулио Андреотти (Италия), Ангелу Меркель, Гельмута Коля, Конрада Аденауэра (Германия), Эдуардо Фрея Монтальву (Чили), Робера Шумана (Франция).

Конечно, на современном этапе политический вес христианской демократии снизился. Но не настолько, чтобы говорить о ее системном кризисе. В 2020-х годах за демохристиан в отдельных местах голосуют до 30% избирателей. Именно такой результат на выборах в парламент в 2023 году был у польской партии «Гражданская платформа». Ее лидер Дональд Туск в очередной раз возглавил правительственный кабинет. Он занимал должность председателя Европейского совета с декабря 2014 по ноябрь 2019 года. С ноября 2019 по май 2022 года был председателем Европейской народной партии, крупнейшей общеевропейской политической организации.

В Центральной Европе есть также не менее значимые христианские политические партии. Вот уже 75 лет самая основательная, самая влиятельная, самая глубокая христианская демократия представлена следующими политическими партиями в ФРГ: Христианско-демократическим союзом (ХДС) и Христианско-социальным союзом в Баварии (ХСС). На последних парламентских выборах в одномандатных округах за ХДС голосовали 22% избирателей, за ХСС – 6%. По партийным спискам за ХДС подали свои голоса 18,9% бундесбюргеров, имевших право голоса.

В Швеции христианские демократы входят в состав коалиционного правительства, представлены в парламенте. А вот как обстоят дела у их соседей. Национальная коалиция, или Коалиционная партия – правоцентристская финская партия под председательством Петтери Орпо. В настоящее время она представляет собой первую партию Финляндии по количеству депутатов. Коалиционная партия имеет трех избранных представителей в Европейском парламенте. Политструктура победила на парламентских выборах 2011 года, однако в 2015 и 2019 годах занимала третье место.

Христианские демократы заняли первое место на последних парламентских выборах в Италии. Марселу Нуну Дуарте Ребелу де Соуза войдет в историю как 20-й президент Португалии, бывший вице-президент Европейской народной партии. Народная партия – крупнейшая оппозиционная партия в Испании. С 6 декабря 2021 года федеральным канцлером Австрии является лидер Народной партии Австрии Карл Нехаммер. В Королевстве Норвегия христианская народная партия имеет восемь мест в парламенте, это одна из партий правящей коалиции. Христианские демократы – в числе депутатов чилийского, боливийского парламентов.

Кредо христианских демократов

Идеологию христианской демократии отличает то, что она имеет в своем арсенале интегральный гуманизм. Жак Маритен писал: «Под интегральным гуманизмом понимается гуманизм, берущий свое начало не только из рационализма, но и из веры, и в согласии с идеалом братства».

Из поля зрения идеологов христианской демократии не могли выпасть политическая система, нравственные понятия, правовое государство, собственность, социальное государство. Однозначно поддерживается система сдержек и противовесов во взаимоотношениях между тремя ветвями власти. Четкое и ясное разделение властей – законодательной, исполнительной, судебной – ставит прочный заслон на пути установления диктатуры.

Прослеживается консерватизм в подходе к фундаментальным нравственным понятиям. Категорически не поддерживаются однополые браки, аборты. Касательно абортов специально подчеркивается, что они резко противоречат праву на жизнь.

Присутствует многоплановая приверженность принципам правового государства. Идеологи христианской демократии представляют идеальный вариант деятельности данного государства таким: подчинение нормам права, фундаментальным правовым принципам, имеющим общечеловеческое измерение. Без этих принципов невозможно защитить достоинства, свободы и права человека. Несущая конструкция государства – верховенство закона.

Идея правового государства сейчас сильно востребована, так как в абсолютном большинстве стран отмечаются признаки полицейского режима, обрела кровь и плоть диктатура большинства, стал нормой деспотизм, а правопорядок приказал долго жить. Христианскими демократами сформулировано концептуальное обоснование ограничения и направления процесса осуществления власти. Идеологи движения установили стандарт легитимности методов руководства.

Конечно, они видят в частной собственности одну из несущих конструкций социума. Вместе с тем ратуют за то, чтобы при использовании частной собственности граждане строго придерживались моральных рамок. Христианские демократы ввели в политический оборот понятие «социальное государство». Они обращаются с ним предельно аккуратно. Нет даже намека на то, чтобы ставился вопрос о недопустимости автономии личности и общественных организаций. Тем самым создается площадка для нормального функционирования гражданского общества.

5-12-22480.jpg
Альдо Моро воплощал в политике идеи,
которые зиждились на энцикликах
таких понтификов, как Павел VI. 
Фото с сайта www.aldomoro.eu
Христианские демократы не видят альтернативы социальному государству. Вместе с тем не должно быть вопиющего социального иждивенчества: если есть вакансия и здоровье человека удовлетворительное, то надо браться за работу, нужно кончать с практикой длительных пособий по безработице. Христианская демократия считает, что если государство и частный бизнес будут иметь полный контроль над экономикой, то это станет грубейшим нарушением объективных экономических законов.

Альдо Моро говорил: «Общество и государство должны брать на себя решение только тех вопросов, с которыми отдельный человек справиться не в состоянии. Этот принцип относится ко всем власть имущим: правительствам, партиям, корпорациям, профсоюзам, лидерам политических блоков, крупным собственникам и финансистам».

Христианско-демократические партии позиционируют себя как народные, центристские партии. Появляются новые слои, интересы которых защищает народная партия. Она демонстрирует тем самым цельное видение социума.

«Общество и государство служат человеку и существуют ради создания условий, необходимых для его самореализации, – писал Луиджи Стурцо. – Общество и человек должны находиться в состоянии органического баланса и взаимного дополнения. Залогом здорового общества является культура взаимного уважения и взаимной ответственности».

Говоря о самореализации, разработчики идеологии выделяли естественные ячейки социума. Таковых должно быть четыре: семья, профессия, регион, а также органы, которые сформировались по результатам объединения представителей работников и собственников частных предприятий. Категорически исключались ситуации, при которых эти ячейки превратились бы в инструмент государственного контроля.

Представления демохристиан об общем благе таковы. Выявлены три субъекта, для которых установление подобного положения означает достижение цели. Первый – политическая система, второй – государственная власть, третий – конкретный индивид, практически применяющий свои права. Абрахам Кёйпер сформулировал эти понятия так: «Человек отвечает перед обществом за то, как он распоряжается правом быть творцом собственной судьбы».

Демохристиане ратуют за реформирование всей системы международной торговли, с тем чтобы положить конец нечестным играм. У них есть идеалы: справедливый мир и устойчивое поддержание биологического равновесия на планете.

Христианство оценивается как одна из фундаментальных вещей, формирующих базис политического порядка. Идеологи движения выявляют в Библии ценные установки для принципов справедливого правления. Главная установка – примат духовности над материальными ценностями.

Современная христианская демократия признает двойственность стремления к согласию, смирения, покаяния, терпимости, прощения. Прошло уже то время, когда перечисленные ценности относили к сугубо личным. У них есть все признаки ценностей политических. Подобных ориентиров вполне достаточно, чтобы подвести моральный фундамент под политику. Выдающиеся деятели христианской демократии постоянно подчеркивают, что сначала надо добиться нравственного совершенствования индивида, а затем приступать к затрагивающим интересы людей общественным преобразованиям. В процессе нравственного совершенствования обязательно должны присутствовать сочувствие к тем, на чьи головы сваливаются невзгоды, проявление по отношению к ним великодушной щедрости.

Христианские демократы четко отмежевываются от секуляризма, главная цель которого – устранение влияния религии в различных сферах общества. Одновременно демохристиане дают однозначно отрицательный ответ на вопрос: «Может ли какая-то одна церковь играть руководящую роль в государстве?» Государство лишается цивилизованного начала, если выносит за скобки защиту свободы вероисповедания, игнорирует права культурных меньшинств.

Проблемы социального государства

В последнее время нависла угроза над народнохозяйственным комплексом страны, которая была пионером социальной рыночной экономики. Концепция социального рыночного хозяйства – детище выдающегося деятеля германской христианской демократии, первого министра экономики, второго канцлера ФРГ Людвига Эрхарда. Он впервые сформулировал эту концепцию и полностью реализовал ее на практике, сотворив западногерманское экономическое чудо. Доктрина Эрхарда стала одним из столпов идеологии всей христианской демократии. Конечно, наличия только одной концепции явно недостаточно, если стремительно падают макроэкономические показатели. Именно это происходит сейчас в Германии.

Важно отметить, что блок ХДС/ХСС находится в оппозиции федеральному правительству. В издании Tagesschau читаем:

«Оппозиционный блок ХДС/ХСС в Германии направил 10 февраля 2024 года канцлеру Олафу Шольцу письмо с предложением присоединиться к предлагаемым мерам по урегулированию экономической ситуации в стране. Письмо содержит 12 предложений, направленных на повышение конкурентоспособности немецких компаний. Среди инициатив – снижение налогов на электроэнергию, ограничение социальных выплат на уровне 40% от чистой зарплаты и введение более гибкого рабочего графика. Программу планируется представить на рассмотрение Бундестага.

ХДС и ХСС призывают Шольца присоединиться к предложенным мерам и создать необходимое единство внутри коалиции. Ранее министр финансов Германии Кристиан Линднер отметил, что страна становится беднее из-за неспособности обеспечить экономический рост и недостаточной конкурентоспособности, вызванных, в частности, энергетическим кризисом и инфляцией, связанной с санкциями против России».

А можно ли вернуться к прежней политике в отношении к России? Об этом в письме не сказано ничего.

На постсоветском пространстве христианско-демократическое движение развито слабо. Абсолютное большинство христиан постсоветского пространства живут в России. Партнеры по СНГ берут с нее пример. Если ситуация кардинально не изменится, придется еще долго говорить: «А воз и ныне там».

На сайте популярного издания «Энциклопедия Руниверсалис» читаем: «По мнению ряда политологов, в России нет условий для возникновения массового христианско-демократического движения. Среди причин приводятся: отсутствие соответствующей политической традиции; отсутствие у христианских политиков собственной идеологии; малочисленность избирателей, которым важны как евангельские, так и демократические ценности; слабая поддержка со стороны главенствующей церкви».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Тегеран приблизился к протестному блэкауту

Тегеран приблизился к протестному блэкауту

Игорь Субботин

Иранцев хотят приучить к перебоям электроснабжения

0
1876
Обменяет ли Ватикан Рождество и Пасху на Украину

Обменяет ли Ватикан Рождество и Пасху на Украину

Милена Фаустова

Святой престол скрытно начал процесс признания киевских автокефалистов

0
3648
Ценности православия под защитой шариата

Ценности православия под защитой шариата

Милена Фаустова

В Объединенных Арабских Эмиратах обсудили духовные запросы мирового большинства

0
1568
Почему папа Франциск проигнорировал открытие собора Парижской Богоматери

Почему папа Франциск проигнорировал открытие собора Парижской Богоматери

Милена Фаустова

В организации церемонии увидели подчиненность Католической церкви властям Франции

0
3803

Другие новости