Руководитель российской военной делегации, главком ВМФ адмирал Виктор Чирков на выставке в Ле Бурже.
Фото автора
Прошедший в выставочном центре Ле Бурже 26-й международный военно-морской салон «Евронаваль-2012» показал, что сетецентрическое управление боевыми действиями начинает доминировать и на морском ТВД, а у России есть шанс не стать аутсайдером.
Российская официальная делегация была многочисленной – более 200 специалистов-промышленников, менеджеров и чиновников высокого ранга. Военную делегацию возглавил главком ВМФ адмирал Виктор Чирков. На салоне активно поработал первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков. Он провел расширенное заседание в Сен-Назере, где строится первый российский «Мистраль». Было признано, что работы идут строго по графику и с высоким качеством. Кстати, в «Мистраль» внесено более 60 конструктивных изменений с учетом его службы в суровых условиях России.
Была достигнута договоренность о том, что два полных экипажа, набираемые сейчас для «Владивостока» и «Севастополя» (так будут называться построенные для России корабли), прибудут в конце следующего года во Францию для обучения.
«Евронаваль-2012» также посетил с кратковременным визитом начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров. НГШ провел ряд важных переговоров и встреч, в ходе которых уточнялись вопросы военно-технического сотрудничества между Россией и Францией.
Центром российской экспозиции был павильон, сформированный «Ростехнологиями», «Рособоронэкспортом» и Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК), которую представлял ее новый президент Андрей Дьячков.
«КЛАБ» СНАЧАЛА ИСПУГАЛ, А ПОТОМ УДИВИЛ
Весьма интересную экспозицию презентовал один из российских концернов. В его экспозиции, которая находилась рядом с основной, доминировала тема контейнерного размещения ракетных установок «Клаб-К». Впервые их показали в качестве концепт-проекта на «Евронаваль-2010». В этот раз показывали готовую к производству и поставкам заказчику установку – буквально накануне салона прошли успешные ракетные пуски из контейнеров, так называемые бросковые испытания.
Россия не только доказала, что может в кратчайшие сроки создавать и выводить на рынок принципиально новые системы вооружения. Наши специалисты фактически открыли революционное направление в проектировании военной техники. По мнению руководителя одного из концернов Георгия Анцева, приходит эпоха модульного вооружения. Боевые системы уже собираются из своеобразных кубиков. И одним из законодателей новой моды стал концерн, где как раз и родился «Клаб-К».
«Клаб-К» – типичный образец модульной конструкции. Есть транспортные контейнеры – 20- и 40-футовые. Есть ракеты в стартовом модуле – это Х-35УЭ, 3М14 и 3М54. Есть стандартная система управления. Все это удалось соединить в единую систему и создать комплекс под любого потребителя. Из кубиков-контейнеров можно легко и быстро собирать оборонительные ракетные системы любой мощности и любого назначения.
Ноу-хау – в мобильности, простоте, дешевизне и одноразовости применения. Отпадает необходимость в наличии специальных и дорогих транспортных средствах, в транспортно-заряжающих машинах, во многом другом, что требуется во всех ракетных системах. Все оборудование «Клаб-К» унифицировано и привязано к определенным массогабаритным размерам. Затраты любого государства на такое ракетное вооружение становятся доступными. При этом речь идет не о наступательном, а сугубо оборонительном оружии. Контейнерные «Клабы» не позволят приблизиться к береговой линии вражескому флоту и не позволят атаковать по земле. Любая цель на дальности до 300 км будет гарантированно уничтожена либо одной высокоточной ракетой, либо их одновременным залпом.
Появление первых «Клабов» на международных выставках даже испугало Запад. Тем более что одно из смысловых содержаний английского слова club – дубина. А уж русская дубина сокрушит что угодно. Теперь на контейнерные установки смотрят спокойнее.
Не станет удивительным, если на будущем салоне «Евронаваль-2014» контейнерные комплексы с ракетным или артиллерийским вооружением покажут многие иностранные разработчики вооружений. Впрочем, и на прошедшем салоне уже демонстрировались малокалиберные пушечные установки с дистанционной системой управления огнем, спрятанные в коробки-контейнеры. Правда, все они оказались не унифицированными, и для каждого такого контейнера требовались специальные транспортные средства. Удобство лишь в том, что подобные кубики можно быстро раскидать по определенным точкам и затем держать под прицелом значительные территории.
Тем не менее пока для запада контейнеры – экзотика. И основные экспозиции, в том числе и российская, на прошедшем салоне строились традиционно. Макеты кораблей и подводных лодок, которые представляли их разработчики. На стендах ОСК были интересные новинки.
НАШЕ ГЛУБОКОЕ V
Самым популярным на всем стенде ОСК оказался макет корабля для охраны водных районов проекта 22160. Его с гордостью показывал гостям выставки наш старейший кораблестроитель Владимир Спиридопуло. Всех зарубежных участников салона интересовала необычная форма его корпуса – так называемое глубокое V. Это позволяет увеличить внутренний объем и значительно повысить мореходность. Такая форма также отличается высокой технологичностью и удешевляет стоимость строительства.
Глубокое V не является открытием в судостроении, но в силу сложившейся инерции проектирования про нее как-то забыли. В Санкт-Петербурге вспомнили и, как показала реакция участников салона, сделали это вовремя. Возможно, в России родилась новая концепция в проектировании, и она станет общемировой.
В проекте 22160 воплощена модульная конструкция корабля. Он может оснащаться самыми различными видами вооружения и трансформироваться как боевая единица в широких пределах.
На выставке были показаны уже известные неатомные подлодки типа «Амур». Эту новинку показывал руководитель конструкторского бюро Игорь Вильнит. Своеобразная сенсация заключалась в том, что, по словам Игоря Вильнита, для лодок этого проекта создана и испытана в лабораторных условиях воздухонезависимая энергетическая установка нового типа. Она полностью отличается от тех, которые сегодня позиционируются как самые перспективные. И отличается в лучшую сторону.
Питерская установка позволяет вырабатывать водород, необходимый для получения электроэнергии, непосредственно из дизтоплива и ровно в тех количествах, которые необходимы для обеспечения электродвижения под водой. Западные аналоги предполагают закачивать водород в специальные емкости, что повышает пожароопасность субмарины.
Энергетическая мощность отечественной установки – 400 кВт. Лучшие зарубежные аналоги выдают не более 180 кВт. Отличительная черта «Амуров» нового поколения – органичный синтез классики и революционных ноу-хау. Помимо воздухонезависимой энергетической установки на них стоит привычный дизель-генератор и ряд аккумуляторных батарей.
Среди зарубежных экспонатов можно было бы выделить концепт-проект французской лодки SMX-26. Это многоцелевая неатомная субмарина, способная уверенно ходить по мелководью. На ее борту размещается подразделение «морских котиков». Лодка имеет торпедное вооружение и собственную систему ПВО. Еще на ней установлены «самолетные шасси», позволяющие долгое время лежать, точнее – стоять, на дне и всплывать без проблем. Лодка предназначена для проведения диверсионных операций, для борьбы с пиратством, для контроля морских путей. Этакий сильно продвинутый вариант давней советской «Пираньи».
Стоит также отметить, что во Франции приступили к строительству неатомной подлодки нового поколения «Андраста» и новой атомной многоцелевой субмарины «Барракуда». На «Евронаваль-2010» они показывались еще в качестве концепт-проектов, а в этом году их уже заложили. Похвально.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПЛЮС РОБОТИЗАЦИЯ
Однако если говорить о главном тренде прошедшего салона, то это вовсе не какие-то экзотические и даже прорывные концепт-проекты отдельных надводных и подводных кораблей. Его точно определил руководитель концерна Георгий Анцев – может быть, потому, что помимо известных «Клабов-К» его концерн является ведущим разработчиком новейших информационных систем в интересах ВМФ. Поэтому он увидел то, что ускользнуло от внимания других наших специалистов, увлеченных представлениями своих вполне конкретных проектов. А именно: на «Евронавале-2012» весьма четко прослеживалась тенденция систематизировать и роботизировать как охрану прибрежных акваторий, так и весь театр военных действий.
В Ле Бурже была представлена триада: воздушная, надводная и подводная системы, связанные в единое целое. При этом ударные силы этой системы – роботизированная техника, которая включала в себя беспилотные летательные аппараты, беспилотные катера и необитаемые подводные аппараты самого различного назначения. По словам Георгия Анцева, Россия не оказалась в числе аутсайдеров, так как у нас есть интеллектуальные и технологические возможности именно для системного решения боевых задач, стоящих перед ВМФ или морской погранслужбой.
На стендах салона «Евронаваль-2012» широко представлялись подводные беспилотники, предназначенные для оказания помощи аварийным подлодкам, гидроакустического наблюдения, поиска и уничтожения мин, обеспечения устойчивой подводной связи и для многого другого. Одна из таких роботизированных систем называлась весьма символично – «Морская паутина». Израильтяне продвигали не только полностью роботизированный катер RAFAEL, но и целый комплекс береговой охраны, в котором такие катера-киборги и беспилотные летательные аппараты играют ключевую роль.
Первые шаги в направлении разработок аналогичных систем, показанных на «Евронавале-2012», были сделаны в рамках работы салона и со стороны России. Понятно, что наши информационщики уже анализируют увиденное. Однако и судостроители оперативно среагировали на новые веяния.
На салоне состоялась презентация нового совместного предприятия, которое будет заниматься внедрением новейших, в том числе IT, технологий в отечественное судостроение.
Руководитель предприятия Евгений Комраков заявил, что для наших специалистов нет особых проблем в кратчайшие сроки спроектировать и построить серию беспилотных катеров. С целью реализации этого перспективного проекта в Ле Бурже прошли переговоры с теми западными фирмами, которые в этом деле уже преуспели, на предмет совместных разработок в интересах России.
Имело место и еще одно приятное для всех российских участников открытие военно-морского салона. Впервые на нем работала группа студентов и аспирантов Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Восемнадцать лучших учащихся вуза имели возможность оценить уровень мирового кораблестроения.
Идея отправлять молодежь на подобные салоны пришла в голову одному из руководителей университета – проректору по международным связям Кириллу Рождественскому еще в 2010 году, и он сумел ее реализовать. Такие поездки третий год проходят регулярно. На «Евронавале-2012» будущих кораблестроителей опекал Юрий Кормилицин – легендарный конструктор отечественных подводных лодок.
Военно-морской салон «Евронаваль-2012» лишний раз показал, что без мощного военно-морского флота никакое государство не может считать себя действительно независимым и хорошо защищенным. И он же подтвердил, что у нашей страны пока еще есть технологические возможности для строительства такого флота. А главное – есть интеллектуальные возможности, в том числе молодые и очень творческие головы.
Париж–Москва