Легкие самолеты Бе-103 способны решить проблему с транспортной доступностью в районах с густой сетью рек и озер.
Более 200 предприятий с 4 по 7 сентября демонстрировали новейшие материалы, комплектующие, авиатехнику в четырех выставочных павильонах. Центральными экспонатами выставки стали самолеты-амфибии Бе-200ЧС, Бе-103, Че-29, ЛА-8 и СК-12, а показательные полеты выполнили отечественные пилотажные группы «Стрижи», «Соколы России» и «Беркуты». В свою очередь, украинские двигателестроительные компании «Мотор Сич» и «Прогресс» представили новейшие моторы для самолетов и вертолетов, а также винтокрылую машину МСБ-2. Сам форум официально открыли на второй день разрезанием красной ленты вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин и глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров.
СЛЕТ НА ЧЕРНОМ МОРЕ
Выставка прошла под эгидой Министерства промышленности и торговли РФ. Четыре дня в павильонах, шале было не протолкнуться от посетителей. Организаторы повысили интерес к форуму за счет расширения тематики мероприятия и демонстрации летательных аппаратов авиации общего назначения, деловой и региональной авиации, беспилотных летательных аппаратов, а также различной морской техники, включая суда на воздушной подушке и экранопланы.
Люди специально приехали в Геленджик целыми семьями для того, чтобы посмотреть на земле, на воде и в воздухе летающие морские машины, потрогать их руками. Воочию убедиться, что российский авиапром жив и способен выпускать уникальную продукцию. Геленджикский водномоторный летающий форум, думается, достиг своей цели.
А ведь 15 лет назад саму идею его организации, которую предложило ТАНТК имени Г.М. Бериева, всячески критиковали. Мол, хватит для России одного авиакосмического салона в подмосковном городе Жуковском. Не привлечет гидроавиасалон в небольшом южном Геленджике российских и иностранных промышленников, бизнесменов, журналистов, посетителей. И все же в такой форум поверили в Госкомоборонпроме, Министерстве экономики России, администрациях Краснодарского края и Геленджика. В сентябре 1996 года не без огрехов состоялась первая выставка. В прессе тогда ее критиковали. Ставили вопрос о ее целесообразности. Однако, несмотря на скептицизм, гидроавиасалон состоялся и стал проводиться регулярно.
По словам президента Ассоциации авиационного двигателестроения, бывшего заместителя министра авиационной промышленности Советского Союза Виктора Чуйко на нынешней выставке масштабно представлены российские заводы, конструкторские бюро, научные центры. Так известный в мире ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов», или сокращенно ВИАМ, в Геленджике располагает даже специальным центром климатических испытаний. На его стенде можно было проследить, как проверяются материалы на коррозию, старение, биоповреждение металлических и полимерных конструкций в условиях атмосферы приморского климата и в морской среде, какие применяются эмали в системах лакокрасочных покрытий авиационной и специальной техники в интервалах рабочих температур от минус 60 до плюс 135 градусов.
Отметил Виктор Чуйко и иностранных участников выставки – запорожских двигателестроителей. На их стенде был представлен новейший мотор ТВ3-117ВМА-СБМ1В. В отличие от всех ранее модернизированных двигателей ТВ3-117 в этой новой разработке запорожцев применены более надежные и экономичные компрессор и его турбина, силовая турбина и другие агрегаты. Посетители, как специалисты, так и те, кто купил входной билет, с интересом рассматривали двигатель, щупали руками всевозможные агрегаты на нем. Для многих, вероятно, масштабный стенд запорожцев с двумя реальными двигателями стал своеобразным откровением, что в братской стране, где полыхнула свинцом гражданская братоубийственная война, конструируют и серийно выпускают первоклассные моторы для самолетов и вертолетов.
Уже в первый день работы гидроавиасалона его организаторы порадовали конференциями, форумами, такими, как «Обеспечение качества и конкурентоспособности авиационной техники», «Научно-технический задел для создания перспективных проектов гражданских экранопланов в России» и другими.
ДОСАДНЫЕ НЕДОРАБОТКИ
Впрочем, говоря о положительном, стоит отметить и определенные недостатки юбилейной выставки. Специально их не искали. Они сами проявили себя. Хотелось бы надеяться, что в следующий раз они не повторятся. Для многочисленных журналистов гидроавиасалон начался с многочасовой очереди для получения аккредитации. Например, журналисты «НВО» провели в очереди более пяти часов. Очередь начиналась на улице, тянулась по узкой лестнице и упиралась в стойку-ресепшн, за которой трудились, что называется, не покладая рук несколько измотанных девушек. За более чем 30-летнюю журналистскую практику не помню ничего подобного. Местные сотрудники постоянно подводили к стойке «блатных» и знакомых, нарушали ход аккредитации. Некоторые наши коллеги в течение трех дней не могли получить заветный пластиковый бейдж. Хотя устроители организовали предварительную электронную аккредитацию. Волнение в журналистские ряды вносило еще и отключение электроэнергии, когда очередь замирала в тесной духоте небольшого помещения. А на улице сентябрьская жара свыше 30 градусов!
С другой стороны, ряд интересных конференций, форумов и презентаций проходили на различных внешних площадках, в самом городе, то есть вне выставки. И хотя маршрутные такси и заказные автобусы часто отправлялись от основной территории гидроавиасалона, многие коллеги журналисты, знакомые специалисты не смогли попасть на интересные мероприятия или добирались на них из-за пробок на улицах города с опозданием.
Слишком непредставительным было на юбилейном гидроавиасалоне участие иностранных компаний. Возможно, что проявили себя международные санкции ЕС, США и других присоединившихся к ним держав. Как бы то ни было, участвовали в работе форума авиационный завод из белорусской Орши и запорожские «Мотор Сич» и КБ «Прогресс». Так что международным юбилейный форум можно назвать с большой натяжкой.
Впрочем, все эти мелочи отошли на второй план на фоне трагедии, омрачившей нынешний гидроавиасалон в Геленджике. Как известно, 4 сентября в районе местного аэродрома произошла катастрофа вертолета Ми-8, в результате которой погибли капитан воздушного судна Валерий Крамаров и бортмеханик Геннадий Косенко. В ожоговой реанимации краевой клинической больницы № 1 Краснодара, не приходя в сознание, скончался второй пилот вертолета Ми-8 Игорь Ходак. «Мужчина получил 93% ожогов тела. Ожоги, полученные при взрыве вертолета Ми-8, оказались для пилота несовместимыми с жизнью», – рассказал в пятницу один из врачей краевой клинической больницы № 1 Краснодара.
УМЕЕМ ДЕЛАТЬ ГИДРОПЛАНЫ
Сам геленджикский воднолетающий форум проходил все дни под мощный авиационный аккомпанемент. В воздухе, сменяя друг друга, постоянно находились могучий самолет-амфибия Бе-200ЧС, который тут же, в бухте, садился, набирал 20 тонн воды и под оглушительные аплодисменты зрителей выбрасывал ее из своего чрева. Исполина сопровождали два маленьких собрата – гидропланы Бе-103. Самолеты шли «тройкой». Потом, после виража, они расходились. Поочередно машины садились на воду, взлетали. Ретроспективный гидросамолетик По-2 тарахтел слабосильным мотором в небесах. Даже удивительно было смотреть, как эта утлая машина грациозно садится на водную гладь геленджикского залива. И вот на подобных самолетиках советские летчики еще и воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Немецкие ассы за подбитие такой «руссфанер» получали «железные кресты». На смену По-2 прилетали Як-52, реактивные истребители группы «Соколы России» и др.
Холдинг «Вертолеты России» представил актуальные модели своих вертолетов, таких, как многоцелевой Ка-32А11ВС и легкий вертолет «Ансат», который в том числе можно использовать и в медицинском варианте – для экстренной медицинской эвакуации и транспортировки. Он также способен перевозить грузы и пассажиров в труднодоступные регионы, использоваться в виде воздушного такси. Легкий вертолет Ка-226Т разработки специалистов фирмы «Камова» может использоваться для специальных полицейских операций, патрулирования, перевозки десанта и грузов. Компактность его базирования позволяет использовать машину даже на сторожевых кораблях нового поколения типа «Рубин».
Привлекла к себе внимание и новинка холдинга – Ми-171А2. Это глубокая модернизация известного во всем мире семейства Ми-8/17. В его конструкции использованы современные, прогрессивные материалы. По мнению специалистов, Ми-171А2 весьма эффективная модификация прославленной вертолетной серии.
В стороне от шумного главного входа выставки с трибунами, оркестром расположился весьма примечательный стенд одного российского оружейного гиганта. Речь о корпорации «Тактическое ракетное вооружение», являющейся разработчиком и производителем широкой номенклатуры различных средств поражения. Собственно говоря, его заводы производят продукцию, которая непосредственно делает российскую авиацию одной из самых могущественных в мире.
Предприятие «Регион», входящее в корпорацию, продемонстрировало на выставке, можно сказать без преувеличения, уникальную продукцию, которая любого противника заставит уважать Россию и ее трудолюбивый народ. Корректируемая авиационная бомба с аппаратурой спутникового наведения и полутонной фугасной боевой частью КАБ-500С-Э действует по принципу «сбросил-забыл». Она высокоточно уничтожит стационарные наземные, надводные цели, военно-промышленные объекты, корабли в любое время суток и при и любых погодных условиях. Для гарантированного поражения железнодорожных и шоссейных мостов, мощных военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов предназначена корректируемая авиационная бомба КАБ-1500ЛГ-Ф-Э. Полуторатонная неядерная боевая фугасная часть с точностью до 4 метров разнесет на атомы любого врага.
В свою очередь, генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, или сокращенно ЦИАМ, Владимир Бабкин специально для «НВО» рассказал о перспективном малоразмерном газотурбинном двигателе, а также новейших изделиях из полимерных композиционных материалов, которые значительно повышают коэффициент полезного действия авиамоторов, их ресурс.
Все четыре дня гидроавиасалон в Геленджике шумел авиацией, спорами и разговорами о том, что Россия морская, речная, озерная держава. На ее просторах масса естественных водоемов-аэропортов. Надо только развивать отечественное гидроавиастроение. Именно гидросамолеты доставят в самые отдаленные и труднодоступные регионы людей, грузы, а если потребуется, то и войска с боевой техникой для защиты наших рубежей.