0
7451
Газета Реалии Интернет-версия

01.12.2017 00:01:00

Российский ответ на санкции Запада

Ирина Дронина

Об авторе: Ирина Дмитриевна Дронина – эксперт-международник.

Тэги: гпв, набиуллина, 44 фз, шевцова, медведев, минобороны, госдума, вооружение


гпв, набиуллина, 44 фз, шевцова, медведев, минобороны, госдума, вооружение В условиях изменившейся обстановки повышению эффективности системы поставок вооружений руководством страны уделяется особое внимание. Фото с сайта www.kremlin.ru

На совещании с руководящим составом Минобороны и ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в Сочи президент РФ Владимир Путин сказал, что «нужно просчитать и риск, негативные последствия от возможного применения имеющихся и выявления новых внешних ограничений. Важно продумать и заблаговременно предпринять необходимые меры, позволяющие отреагировать на подобную ситуацию, причем отреагировать быстро, чтобы никакого ущерба от этого возможного внешнего влияния не было».

Вскоре в российской прессе появились сообщения, что правительством России подготовлен проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В пояснительной записке к предлагаемому нормативном акту говорится, что он «разработан в целях защиты конституционного строя, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности РФ, в том числе для обеспечения гарантированного финансового сопровождения государственных контрактов по государственному оборонному заказу и безусловного прохождения платежей по контрактам в рамках военно-технического сотрудничества».

Проект закона № 318825-7 под заголовком «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» был внесен правительством РФ в Государственную думу 20 ноября с.г. Он содержит набор дополнений и правок в общей сложности к 11 действующим законам. При этом текст проекта и пояснительная записка правительства к нему дают минимум информации о его целях: он нужен для «защиты конституционного строя», прав и интересов граждан и юридических лиц, а также защиты операций в рамках гособоронзаказа и «безусловного прохождения платежей по контрактам в рамках военно-технического сотрудничества». В чем же суть планируемых поправок?

РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

Правительством предлагается внести поправки к закону № 44-ФЗ «О контрактной системе» (закон о госзакупках), а именно сделать закрытыми электронные процедуры закупок товаров, работ и услуг для федеральных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами формулирования, реализации государственной политики в области обороны и государственного управления мероприятиями по обеспечению безопасности страны. Эти юридические нормы будут распространяться и на подчиненные указанным органам организации и службы.

Закрытые электронные закупочные процедуры будут включать проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов и аукционов. Закрытость состоит в том, что заказчик направляет приглашение только ограниченному кругу потенциальных поставщиков, из числа которых производится окончательный выбор. Осуществлять закупки по закрытым закупочным процедурам смогут ведомства оборонки, их подотчетные предприятия и организации. При этом перечень будет утверждаться правительством РФ. «Прежде всего, конечно, это будет касаться оборонных предприятий, а может быть, и предприятий стратегического значения», – сообщил Интерфаксу глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков.

Проводиться подобные мероприятия будут на специализированных электронных торговых площадках (ЭТП). Они представляют собой автоматизированные системы, оснащенные соответствующим оборудованием для защиты входящих и исходящих данных.

Требования к ЭТП и порядок их работы устанавливаются соответствующими инстанциями правительства РФ, которое также утверждает список операторов специализированных ЭТП, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории нашей страны. В их обязанности входит подготовка, получение, анализ, обработка, предоставление информации о размещении заказов и предложений на поставку товаров, оказание услуг юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, путем организации и проведения процедур на этих площадках. В поправках оговаривается и то, что плата за аккредитацию не берется, денежная компенсация взимается только с участника и/или заказчика закрытой закупки. В настоящее время закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на пяти электронных площадках, аккредитованных правительством РФ для госзакупок. Существует и шестая, но она пока занимается только проведением торгов госимуществом.

Процесс проведения закрытых закупок в целом происходит по тем же правилам, что и осуществление соответствующих открытых. Но информация о процессе и результатах закрытых закупок не является публичной и не размещается в открытых реестрах и базах данных.

В новых поправках к 44-ФЗ оговаривается порядок работы поставщиков или подрядчиков с банками. Если обеспечение заявки осуществляется в форме внесения финансовых средств, то они должны размещаться на специальных счетах банков, включенных в перечень, утвержденный правительством. Такие банки должны удовлетворять требованиям, установленным в соответствии с Бюджетным кодексом РФ к кредитным организациям, и в них могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты. Правительство рассматривает и вопрос о создании специального банка для ОПК.

По словам заместителя министра обороны РФ Татьяны Шевцовой, разрабатываются различные варианты совершенствования существующей системы. «С учетом того, что у нас секретные контракты, что расходы на национальную оборону носят закрытый характер, рассматриваются варианты создания отдельного внутрироссийского банка, который более тщательно обеспечит закрытость наших платежей», – пояснила Шевцова. Решение о создании отдельного банка для обслуживания оборонно-промышленного комплекса России может быть принято до конца 2017 года, сообщила журналистам заместитель главы Минобороны, передает РИА Новости.

«Центробанк в целом поддерживает инициативу правительства по сокрытию информации о банках, которые финансируют оборонные предприятия», – об этом, как передает ИА REGNUM, 22 ноября заявила глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина. «В вопросе управления и раскрытия информации правительство может принимать решение, исходя из вопросов обеспечения безопасности, я к этому отношусь абсолютно нормально», – сказала Набиуллина.

В новом законопроекте предлагается отменить публикацию на сайте ЦБ информации о банках, которые принимают участие в финансировании ГОЗ. Авторы поправок полагают, что такие меры будут направлены на защиту российской экономики. В частности, если информация о банках будет в закрытом доступе, кредитные организации смогут избежать подпадания под зарубежные санкции.

В случае принятия законопроекта Госдумой перечисленные поправки вступят в силу спустя три месяца после официального опубликования принятого закона.

КОМПАНИИ СМОГУТ ЗАКРЫТЬ СВОЮ ИНФОРМАЦИЮ

Как сообщило агентство Интерфакс-АВН, правительством РФ в Госдуму были вынесены на рассмотрение и поправки в законы об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и о бухучете. Если они будут приняты, в целом ряде случаев чиновники могут получить право на освобождение компаний от обязательств по раскрытию информации о своей деятельности. В качестве основной задачи предложенных изменений названо обеспечение обороноспособности и в связи с этим, по решению правительства, компании могут не разглашать определенные виды сведений. Так, в частности, в закон о рынке ценных бумаг добавляется статья об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации о ценных бумагах. Вносится дополнение о том, что правительство вправе определить случаи, при которых не раскрываются ежеквартальные отчеты, существенные факты и консолидированная финансовая отчетность. Также определяется и круг лиц, в отношении которых эмитенты не раскрывают такую информацию.

В закон о консолидированной финансовой отчетности вносятся следующие изменения. В настоящее время не публикуется отчетность, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и информация, которая из нее не может быть выделена. В новой редакции закона к гостайне могут добавляться и данные, содержание которых регламентируются государственными инстанциями.

Юридические нормы, определяющие нормы функционирования Бюро кредитных историй (БКИ), планируется откорректировать в том смысле, что руководство страны будет вправе устанавливать ограничения на передачу источниками формирования кредитной истории данных в БКИ.

Закон о госзакупках планируется откорректировать таким образом, чтобы правительство РФ получило право на составление перечня случаев, при которых в единой информационной системе не размещается информация о поставщике, подрядчике и исполнителе, с которым заключен договор.

В случаях, установленных полномочными государственными структурами, обязательные экземпляры бухгалтерской отчетности вместе с аудиторским заключением могут не направляться в государственные информационные базы данных. Сегодня такая норма действует только в случаях, когда документы содержат сведения, представляющие государственную тайну.

Источник Интерфакса в одном из финансово-экономических ведомств сообщил, что поправки не будут распространяться на общие случаи раскрытия информации публичными компаниями, они связаны лишь с особыми ситуациями, которые будут определены нормативным актом правительства.

Секретность, вводимая для обеспечения безопасности нашей страны в ответ на санкции Запада, не должна оттолкнуть субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП). Более того, еще больше представителей бизнеса России смогут участвовать в государственных закупках. Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал документ о расширении доступа малых предприятий к крупным заказам, который опубликован на сайте правительства, в соответствии с которым проводить подобные операции получают возможность предприятия с годовым доходом от 500 млн руб. Если учесть тот факт, что раньше эта цифра должна была составлять 2 млрд руб., то речь идет об автоматическом расширении количества участников закупок.

По информации ТАСС, Медведев убежден, что новые решения правительства позволят дополнительно привлечь к участию в закупках более тысячи новых заказчиков федерального и регионального уровня, и уже в следующем году увеличить объем закупок у малого бизнеса до 3 трлн руб.

Вполне понятно, что текст нового проекта закона вполне укладывается в антисанкционную логику правительства РФ. Его положения позволяют Кремлю вводить для обязательной сейчас к раскрытию информации режим черного ящика, то есть такой режим, когда информация не объявляется гостайной, но не раскрывается для широкой публики.

Совершенно ясно и то, что главная цель вводимых поправок состоит в создании закрытых контуров операций с бюджетными средствами, сведения о которых не будут раскрываться, несмотря на открытость данных, что отчасти решает задачу закрытия информации, которая может быть использована для расширения странами ЕС, Соединенными Штатами и другими западными «друзьями» РФ запретительного режима или для расширения списков санкций.

Что дадут новые меры Москвы в противодействии западным антироссийским активистам, всячески пытающимся противодействовать уже не СССР, а просто России, провозгласившей капитализм основой своего экономического пути, пока остается только гадать.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1228
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1414
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1537
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3753

Другие новости