Во введении к своим «Лекциям по философии истории» немецкий философ Георг Гегель написал: «Опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научались из истории и не действовали согласно урокам, которые из нее можно было бы извлечь». Эта фраза приходит в голову, когда начинаешь анализировать сегодняшние события на фоне прошлых, исторических.
ТЕЗИСЫ ПРЕЗИДЕНТА
Ровно 100 лет назад, 8 января 1918 года, президент США Вудро Вильсон обратился к Конгрессу с речью, в которой изложил свое видение Первой мировой войны и ее целей. Эта речь осталась в истории как знаменитые «14 пунктов Вильсона» – тезисы, которые легли затем в основу проекта Версальского мирного договора 1919 года. Коротко суть документа сводится к следующему.
Первым пунктом декларировалась всесторонняя открытость мирных переговоров. Какие-либо тайные, закулисные межгосударственные соглашения и дипломатические договоренности категорически не допускались.
Вторым пунктом предусматривалось ничем не ограниченное морское судоходство как во времена мира, так и войны с определенными оговорками.
Третьим условием документа стало устранение любых возможных барьеров для равноправной международной торговли.
Четвертый пункт предполагал всеобщее разоружение в пределах национальной безопасности.
Пятый пункт предусматривал уничтожение колониализма как такового.
Шестой, посвященный России, объявлял о необходимости освобождения Германией всех оккупированных русских территорий и предоставление нашей стране права на выбор политического развития, а «сообществу свободных наций» вменялся «радушный прием» России в свои ряды.
Седьмым пунктом оговаривалось полное освобождение и восстановление Бельгии.
Восьмой пункт декларировал снятие оккупации со всех французских территорий и возвращение ей Эльзас-Лотарингии, которой Пруссия владела 50 лет.
Установлению четких границ Италии был посвящен девятый пункт.
Десятым предусматривалась широкая автономия народов Австро-Венгерской империи.
Не обошел стороной этот документ и Балканы – освобождение Румынии, Черногории и Сербии декларировалось одиннадцатым пунктом.
В двенадцатом вслед за развалом Австро-Венгрии разрушалась Османская империя, а также предусматривалась полная автономия народам, в нее входящим, и передача Дарданелл под международную юрисдикцию.
Создание свободной и независимой Польши декларировалось тринадцатым пунктом.
Последний пункт посвящался созданию равноправной общности объединенных наций.
«ХАРТИЯ МИРА» ИЛИ УТОПИЯ
Речь к Конгрессу была произнесена в то время, когда США принимали решение об участии в войне, мотивируя это якобы возникшей опасностью для страны. Соединенные Штаты устами своего президента заявляли, что суть «14 пунктов» – это американская программа мирного урегулирования и что они имеют право на установление нового миропорядка.
«14 пунктов Вильсона» опирались на убеждение, что существующая система миропорядка не устраивает большинство жителей планеты и «яд большевизма», захватывающий страны, является не чем иным, как протестом против нее. Но на деле «14 пунктов Вильсона», представленные как «хартия мира», оказались утопией, как охарактеризовали их премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж и премьер-министр Франции Жорж Клемансо.
Можно прочитать и восторженные высказывания по поводу этого документа, которому приписывают даже создание благоприятной среды международных отношений. Но большинство исследователей из разных стран считают, что «программа мира» прикрывала желание США установить свою гегемонию в международной политике, а каждый пункт преследовал определенную цель по ослаблению сильных международных игроков, таких как Великобритания, Франция, Япония, Турция и Италия.
Ведущие европейские державы были убеждены в том, что истинная цель США, завуалированная «борьбой за мир», – это всегдашнее желание заокеанской державы быть глобальным лидером путем устранения конкурентов любыми способами. А в советской политической литературе эта речь была названа «лицемерной». Все, в чем заключались «14 пунктов» Вильсона, – это установление Соединенными Штатами собственного мирового господства при более чем удачном использовании бед стран, вовлеченных в Первую мировую войну. Установление нового мирового порядка или однополярного мира, где главным вершителем судеб всех стран будут США, – только на это были направлены «14 пунктов Вильсона», анализ которых приводит к одному-единственному выводу: они призваны были служить маскировкой агрессивной политики Штатов. А необходима им была такая политика в первую очередь из-за победы Октябрьской революции в России.
ПЕРЕМЕН К ЛУЧШЕМУ – НЕТ
Практически ничего не изменилось во внешней политике Соединенных Штатов и 100 лет спустя. В ноябре 2016 года на президентских выборах победил Дональд Трамп. Его главным лозунгом в ходе предвыборной кампании стала фраза «Сделаем Америку снова великой». В частности, он пообещал, что в будущем государство «вновь станет богатым и безопасным». И подтвердил это в записи накануне нового 2018 года в своем Twitter, подчеркнув, что «Америка становится великой гораздо быстрее, чем кто-либо мог ожидать». Что касается России, то доброжелательная риторика нынешнего президента США маскирует, по замечанию многих наблюдателей, антироссийский по существу курс администрации Белого дома.
А из представленной 18 декабря 2017 года Стратегии национальной безопасности можно услышать даже воинственные заявления типа «Мы вступаем в новую эру соревнования… Государство, не способное выиграть войну, не способно защитить себя… Америка – снова в игре, и Америка намерена выиграть».
Говорят, время лечит, но, похоже, не американцев. Пора нашим партнерам понять, что они уже не могут «единолично командовать парадом во всех уголках планеты». Точнее, не «не могут», а им не позволит мировое сообщество во главе с Россией. Признание этого геополитического факта и становится главной составляющей новой зарождающейся системы международных отношений.
Многополярный мир – это идея тех, кому не нравится однополярный мир США. Как мы понимаем, ни одна держава не будет рада, если эра ее абсолютного господства закончится. Конечно, можно допустить мысль, что заявления и Вудро Вильсона, и Дональда Трампа делались от всей души, с верой в их правоту и осуществимость. Но после того, как Сенат США отказался ратифицировать Версальский мирный договор 1919 года, автор «14 пунктов» резко ушел из политики. И здесь уместно напомнить еще одну фразу, но уже русского историка Василия Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
комментарии(0)