Фото pixabay.com
В декабре 2017 года в США стартовало грандиозное мероприятие – инвентаризация активов Пентагона объемом 2,7 трлн долл., в ходе которой выделенные для этого специалисты должны были посетить 600 военных объектов, тщательно изучить 40 тыс. документов и провести испытание более 90 тыс. предоставленных образцов. Затраты на проведение первой столь грандиозной проверки составили 972 млн долл., непосредственно на аудит – 413 млн долл., еще 406 млн долл. – на устранение обнаруженных ошибок, а 153 млн долл. – на «корректировку финансовой системы».
Отчет по результатам первой в истории американского военного ведомства проверки, в которой принимали участие более чем 1000 аудиторов из внешних фирм, а также 150 представителей Пентагона под руководством генерального инспектора МО США, был представлен 16 ноября с.г. и вызвал настоящий шок у специалистов. Дело в том, что только 5 из 21 проведенной ревизии в рамках общего аудита были определены как успешные.
Впрочем, как ни странно, но провальный результат даже обрадовал руководство Пентагона. Заместитель министра обороны США Патрик Шэнахан заявил, что не удивлен результатом, так как «не ждал, что аудит пройдет гладко». Он не очень верил даже в то, что состоится полная проверка Минобороны. «Мы же не ожидали, что пройдем аудит, верно? Все ставили против нас, говорили, что мы даже не решимся на аудит», – сказал Шэнахан.
Примечательно, что финансовый инспектор Пентагона Дэвид Норкуист накануне обнародования доклада о ревизии, вероятно, с тем, чтобы подстраховаться, сообщил журналистам, что, дескать, инвентаризация является всеобъемлющей проблемой, а проводят ее подрядчики, поэтому в базе данных Минобороны наблюдается высокий уровень ошибок. Так, на авиабазе Хилл американских ВВС ракетные двигатели в количестве 71 штуки стоимостью около 53 млн долл. были списаны как неработающие, но аудиторы по инвентарным записям установили, что те еще могут использоваться, и миллионы долларов американских налогоплательщиков вернулись в ВВС. В январе с.г. проверяющие обнаружили около 830 млн долл. в «пропавших» вертолетах, которые не были учтены надлежащим образом.
Патрик Шэнахан подтвердил неразбериху с учетом: «Есть неточности при проведении инвентаризации. В центральной базе данных числится то, чего вообще никогда не было».
Крупнейшей проблемой стала область информационных технологий, где отмечены неурегулированные вопросы с разделением обязанностей (полномочий) и ограничением доступа пользователей. «Самую большую озабоченность вызывает состояние компьютерной безопасности наших систем снабжения», – сказал Норквист. Но благодаря проведенной проверке Пентагон теперь знает слабые места и понимает, кого привлекать к ответственности.
Порадовали военных финансистов выводы аудиторов по перечислению денежных средств на оплату труда, а также проверка счетов для всех крупных образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), таких как танки и корабли, и, главное, что не было обнаружено никаких доказательств мошенничества или злоупотреблений. Впрочем, это еще не значит, что их нет вовсе.
Пентагон – это сегодня единственное ведомство в стране, которое ни разу не проходило полную проверку. Собственно, даже сейчас ее не назовешь абсолютно полной, так как была проведена 21 ревизия и какие-то направления все же остались непроверенными.
В США закон о необходимости проведения систематических аудиторских проверок всех без исключения госструктур принят в 1990 году, но слишком большой комплекс зданий военного ведомства, многие из которых не относятся к центральному офису, и слишком большие затраты на аудит становились причинами, по которым это мероприятие постоянно откладывалось. В течение двух десятилетий Пентагон не смог провести собственный аудит, тем самым нарушая закон. Конгресс США требовал, чтобы Пентагон привел свои финансы в порядок, иначе могут последовать санкции, сокращение или даже прекращение финансирования ведомства. В 2009 году Конгресс принял закон, по которому Пентагон был обязан к 2017 году провести аудит всех своих подразделений.
Но только с приходом в Белый дом Дональда Трампа аудиторы занялись Минобороны и проблемами с отчетностью, которые ведомству уже трудно было скрывать: финансовые потери в армии, по оценке экспертов, оцениваются в миллиарды долларов.
Мало кто помнит, кстати, что 10 сентября 2001 года министр обороны Дональд Рамсфельд заявил, что его ведомство не может отчитаться за 2,3 трлн долл., но на следующий день террористы атаковали башни-близнецы и Пентагон – и уже никто не вспомнил о его словах.
В 2015 году из доклада Управления главного инспектора стало известно, что 6,5 трлн долл. военных расходов не подкрепляются документацией. В армейской бухгалтерии создавались фальшивые учетные первичные документы, сообщали СМИ. Проблемы также возникали, когда поступающие цифры не имели подтверждения, на основании какой именно статьи бюджета, утвержденного Конгрессом, производились расходы. Агентство Reuters на своем сайте информировало, что фальшивые счета Пентагона не позволяют объективно оценить существующие запасы оружия, боеприпасов, других материалов и наносят серьезный урон бюджету страны.
Неучтенные и сомнительные операции Пентагона, по которым отсутствовала отчетность, делали проведение независимого внешнего аудита необходимой процедурой. Но официальные военные власти ссылались на технические проблемы в учете затрат и неготовность громоздкой финансовой системы ведомства к проведению аудиторских проверок. Теперь же аудит проведен, и все недочеты систем финансового менеджмента начнут исправлять согласно итоговому заключению.
Впрочем, черные дыры, поглощавшие миллиарды долларов, не помешали США еще больше увеличить национальные военные расходы, которые на следующий, 2019-й, финансовый год, начавшийся 1 октября с.г., утверждены на рекордную сумму 716 млрд долл.
комментарии(0)